Почему правые радикалы, правые популисты стали таким удобным фоном для действующей власти? Ответ на этот вопрос дан во втором номере журнала «Политическая критика», который был презентован в Киеве 11 ноября. Вот так выглядело знакомство с изданием перед презентацией:
Место проведения презентации – Центр визуального искусства Киево-Могилянской академии.
«Политическая критика» является толстым журналом, который своим происхождением и изданием опровергает устоявшееся мнение, будто молодое поколение категорически не способно читать длинные и серьёзные тексты. В первом номере журнала 223 страницы, так сказать, «жёстких размышлизмов» и аналитики, а во втором номере – уже 237 страниц.
И это тексты от, например, интервью с Олегом Зарубинским, председателем парламентского комитета по правам человека, до статьи Славоя Жижека.
Собственно, журнал интересен, в первую очередь, именно молодым – двадцатилетним, тридцатилетним. Хотя и ориентирован, естественно, на самую широкую аудиторию: на людей всех возрастов, которые пока ещё не разучились думать.
Вот так выглядела публика в ожидании начала пресс-конференции участников украинской редакции:
Почему украинской редакции? Потому что вообще-то журнал польский. Как сказал мне Алексей Радинский, ответственный редактор журнала с украинской стороны, «это украинская версия журнала «Политическая критика», который был основан в Польше и существует там уже 10 лет. Это большой, известный левый журнал. Кроме того, это издательство, культурный центр и сеть клубов. Мы давно дружим с людьми из польской редакции, мы давно искали возможности издавать толстый, интеллектуальный журнал, и вот мы предложили польской редакции издавать версию «Политической критики» в Украине».
lb.ua: – А какие у вас отношения теперь с польской редакцией?
Алексей Радинский: – Украинская версия журнала – первая вне Польши. Сейчас эта идея становится международной – издаётся английская и немецкая версии журнала. Возможно, будет и российская. От поляков мы получаем организационную и финансовую поддержку – не напрямую, они просто помогают находить деньги. Они в Евросоюзе – так что, возможностей у них больше. Также мы пользуемся тем ресурсом, который в Польше уже наработали, и перепечатываем некоторые тексты: в первом номере украинской версии журнала было около 50% перепечатанных материалов, во втором – уже меньшая часть всех текстов – иностранные тексты.
А вот выступление господина Радинского на презентации журнала:
«Второй номер журнала – проявление гражданских обязанностей. Есть вещи, с которыми мы мириться не можем, да и вообще с ними мириться неправильно. Это не просто номер о правом радикализме – номер построен таким образом, что все его разделы служат некой панорамой происходящего сегодня в Украине и в мире.
Центральным разделом этого номера журнала является раздел «Политика кризиса» – кризиса, который, как легко заметить, перестал быть временным явлением и превратился в способ существования наших обществ. И вот правый радикализм, морализаторские атаки на искусство и так далее – это разные реакции на кризисное положение, созданное вовсе не теми, кто за него расплачивается».
Интересно, что правые радикалы грозились сорвать презентацию журнала, и ужиться с такой информацией было достаточно непросто. Ибо Киево-Могилянская академия всегда воспринималась как университет национальный, националистический.
Странно думать, что у правых, – а это националисты, – теперь появился враг в стенах самой Академии. Тем более, ещё и использующий ресурсы Академии, так как непосредственным издателем журнала «Политическая критика» является Центр визуального искусства Могилянки.
lb.ua: – Что это у вас за проблемы с правыми, с националистами?
Алексей Радинский: – Проблемы не столько у нас, сколько вообще в стране. И не только с правыми радикалами, но и с правыми популистами. И эта тенденция, к «поправению», существует сейчас во всей Европе, во всём мире.
В нашей стране, если учитывать местную специфику, усиление правых успешно встроено в усиление олигархического режима. Популистские, праворадикальные организации – в частности, партия «Свобода» – представляют себя некой непримиримой оппозицией, лексически противопоставляют себя власти, а на самом деле, технически являются удачным союзником власти. Правые служат средством перенаправить недовольство в националистическое русло – это национализация протестных настроений.
lb.ua: – Как так получилось, что сейчас у вас тут, в Могилянке, всё полевело настолько, что националисты вот даже вынуждены прибегнуть к насилию по отношению к вам?
Алексей Радинский: – Действительно был такой стереотип. В 1990-е годы доминировали не то чтобы националистические, но национал-демократические взгляды. Теперь этого нет.
Могилянка – это университет, ориентированный на западную академическую среду. Западная академическая среда уже очень много лет левая. Поэтому и есть такой парадокс: Могилянка была воссоздана в качестве, так называемой, «кузницы национальной элиты» по европейскому образцу и основывалась на правых идеях, однако невозможно представить университет западного типа, в котором не было бы левой профессуры, потому что левая профессура – это то, на чём держится критическая мысль последних 50 лет.
Кроме того, люди ведь ездят за границу, в другие университеты и видят, что читают там, что обсуждают во время учёбы на Западе, и что задают читать здесь, что обсуждают здесь, – и, соответственно, здесь происходит процесс перемен.
lb.ua: – И от общества вы ожидаете такой же логики трансформации – от правых к левым?
Алексей Радинский: – Да. Мы ведь занимаемся не исключительно университетскими делами. Могилянка для нас – это, в некотором смысле, модель Украины, модель общества. То, что возможно здесь, в принципе возможно и в обществе. Так что, мы рассматриваем происходящее в Могилянке как некую лабораторию социальных изменений.
Директор Центра визуальной культуры Киево-Могилянской академии Василий Черепанин в своём выступлении подчеркнул, что невозможно рассматривать усиление правых и ультраправых организаций вне контекста экономического кризиса, который стал уже нормой жизни обществ после 2008 года.
Когда общество сталкивается с ростом популярности правых, всем остальным политическим организациям нужно помнить: правые реагируют на условия жизни общества, которые и левые, и центристы также должны замечать, однако реагировать на них – иначе.
Или, словами Черепанина, «отбрасывая те решения, которые предлагают правые, мы понимаем, что они могут указывать и указывают на реально существующие вопросы, проблемы, которые нельзя игнорировать. Важно осознавать, что за фашизоидные, ультраправые методы несёт ответственность идеология, и когда в рамках такой идеологии поднимают некоторые вопросы, сами вопросы искривляются, превращаются в некоторый идеологический контекст, и уже он легитимизирует существующую систему господства. Вот тут-то и видно, как, например, националисты могут быть социально левыми. Растущая популярность праворадикалов обусловлена экономическими условиями, в которых мы все живём».
Таким образом, вся ценность второго номера журнала «Политическая критика» состоит в том, что его контент воинствует против местечковости: те политические явления, которые мы сейчас наблюдаем в Украине, – а это, например, успехи партии «Свобода» и общий крен вправо политической системы, – встроены в европейский и глобальный контексты. Вписаны в тенденции эволюции политики и на Западе, и в Китае, и в России.
Экономический кризис – а в редакции «Политической критики» его обозначили центром, сердцем социальных перемен сегодня – был использован для распределения фактов социальных отношений так, чтобы стала очевидной новая, угнетающая структура жизни, к которой мы все теперь прикованы решениями государств, бонз экономики и «бюрократического интернационала».
Что нам хотят сказать вторым номером «Политической критики»? Что общества, безусловно, не станут в большинстве своём праворадикальными. Однако чем успешнее будет истеблишмент того или иного общества в канализации протестов, в «отфутболивании» их к националистам, тем дешевле обойдётся «хозяевам жизни» сохранение их несправедливой власти в кризисный период и тем дольше продлится кризисный период. Можно ли мириться с таким будущим?