Экс-министр Владимир Огрызко подтвердил, что «Договора о ЗСТ с Евросоюзом и о политической ассоциации с ЕС являются частями одного соглашения и не могут быть подписаны по отдельности». Эта точка зрения фактически совпадает с нынешней от официального МИД Украины: как заявил заместитель министра иностранных дел Павел Климкин, «Министерство иностранных дел не допускает возможности того, что соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом может быть подписано отдельно от соглашения об ассоциации».
Как известно, первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова заявила, что соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС может быть подписано отдельно от соглашения об ассоциации.
Случилось это после того, как в Брюсселе было объявлено о завершении переговоров между Украиной и ЕС по созданию зоны свободной торговли. Огрызко и Климкин солидарны в том, что ЕС не пойдет на разделение пакета соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли.
«Теоретически это возможно», - на всякий случай говорит замминистра, Павел Климкин, указывая на процесс сложности с ратификацией соглашений в парламентах членов ЕС. Уже сейчас можно предположить, что в силу сложившихся обстоятельств, проблем с ратификацией теоретически не должно быть в парламентах Греции и Словакии – с руководителями этих стран у Виктора Януковича сложились хорошие личные отношения. Впрочем, проблемы могут возникнуть и в этих странах. Греция, помнится, в гонке за украинским туристом и нициировала взаимную отмену виз, но сама же и «сняла вопрос», когда Германия и Франция напомнили ей, что «Шенген - один для всех».
Конференция, проведенная на прошлой неделе Германским Советом по внешней политике при участии украинских политических и журналистских кругов, с одной стороны, дала возможность всем заинтересованным высказаться, и, с другой, обнаружила все «болевые точки» современных украино-немецких проблем. Я принимал участие в этой конференции. LB.ua писал о ней. Именно там известный немецкий политолог, директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском Совете по внешней политике (DGAP) Александр Рар сказал, что «ЕС пошел на очень большие преференции в адрес Украины, но Украина тоже торгуется с ЕС уже 15 лет по поводу этого договора». Я слышал и то, как Рар заявил, что «Европа многое прощает Украине в силу того, что не желает уступать ее Москве» и назвал «эмоциональными» последние заявления Брюсселя по поводу «избирательного преследования» в Украине.
Мне кажется, трудно не признать справедливость многих слов членов Германского Совета по внешней политике о несовершенстве демократии в Украине. Но гораздо интереснее для нашего читателя – проанализировать то, в чем существует глубинное, и, я бы сказал, взаимное недопонимание или даже непонимание специалистов из Украины и тех, кто является немецкими специалистами по Украине.
Оказалось, что для значительного числа немецких собеседников «декриминализация» преступлений, по которым обвиняют Юлию Тимошенко, означает… амнистию. Возражения, что декриминализация предполагает именно де-криминализацию, т.е. некриминальную ответственность (какую – пусть решит отечественный законодатель), воспринимались как откровение. Немцы были явно не готовы к тому, что соответствующая декриминализация, если она коснется г-жи Тимошенко, повлияет и на судьбу уже осужденных по этим статьям. Их, кстати, называют разное количество: то 52, то 800 человек.
Оказалось, что значительная часть немецких собеседников довольно тяжело воспринимала аргументы, что нам бы, гражданам Украины, не мешало бы установить правду в отношении некоторых событий прошлого – чтобы хотя бы не допустить их повторения в каком-то виде. Я в этой связи привел пример незаконченного расследования «отравления Виктора Ющенко» - а мы ведь не знаем, что на самом деле произошло, кроме того, что Ющенко болел. В зале были люди, для которых отравление экс-президента являлось свершившимся фактом истории Украины.
В зале прозвучал вопрос о возможном обвинении Тимошенко по другим уголовным делам. Этот вопрос действительно многих интересовал. Я говорил о реальных темах, роль в которых Тимошенко может быть прояснена следствием Генеральной прокуратурой Украины: «эпидемии гриппа» и «рекапитализации банков». Было впечатление, что немецкие собеседники об этих нашумевших историях слышат чуть ли не впервые.
Мой же вопрос касался практики превышения политических полномочий в Украине и в Германии. Я напомнил, что, например, по Конституции ФРГ бундесканцлер не может единолично объявить войну – такое решение требует одобрения парламента, бундестага. Поэтому я попросил внести ясность в позицию немецкой стороны в отношении того, что г-жа Тимошенко, превысив свои полномочия, должна нести исключительно политическую ответственность за свои действия по заключению украино-российского газового контракта.
Мне отвечал Тобиас Бауман, руководитель отдела Восточной Европы Торговой палаты Германии. Он сказал, что превышение полномочий рассматривалось бы в Бундестаге специальной следственной комиссией. Здесь еще одно взаимное недопонимание, на сей раз в области права. Следственные комиссии немецкого парламента, в отличие от украинских, обладают всеми следственными правами. Их решения юридически обязательны. Следственные комиссии Верховной Рады Украины, как знаем мы, имеют одно право – сотрясания воздуха. Оказывается, немцы этого не знали.
Безусловно, разговор шел не только о г-же Тимошенко. Всех украинских участников интересовал вопрос, получит ли Украина с точки зрения Германии перспективу членства в ЕС. При выполнении всех, даже невысказанных условий, принятии всех законов. Получит хоть когда-то. Надо сказать, немцы либо уклонялись от ответов, либо молчали. Видимо, у них не было полномочий говорить по-другому, и молчать было честнее.
Заместителю министра иностранных дел Украины Павлу Климкину, которого называют в качестве будущего посла Украины в ФРГ, и которому, возможно, придется заниматься ратификацией соглашений об ассоциации и о Зоне свободной торговли, придется нелегко.