«Олимпийский» сдали в срок, но доделать все не успели. Не хватило самую малость. Еще бы пару недель – и все бы блестело. А так лакированные туфли мужчин очень быстро покрывались толстым слоем строительной пыли. Пыль была везде. На перилах, ступеньках, стенах. Очень много ее было в туалетах. Уборные просто не успели довести до ума. Унитазы – есть, умывальники – тоже есть, и даже фотоэлементы на писсуарах работают, а «сушилки» обдают очень мощной струей горячего воздуха.
Впрочем, тем кто побывал тут накануне вечером - на генеральной репетиции, все это казалось чудом: еще в пятницу в залах лежали стройматериалы и субботний марафет - пусть даже поспешный - впечатлял.
Сотрудница пресс-службы уверяет, что строители совершили настоящий подвиг: «Когда я пришла сюда работать в конце зимы, здесь, образно говоря, были одни сваи. И когда на генеральной репетиции я увидела, что мы сделали за такой короткий срок, я просто плакала. Я вам честно говорю».
Охотно верю. У меня тоже и ком к горлу подступал, и слезы на глаза наворачивались. И, наверное, не у меня одного.
А вот одна иностранная журналистка, которая уже долго работает в Украине, не смогла испытать катарсис - пулей вылетела из медиа-центра. Видимо, вездесущая пыль ее достала.
Польский коллега, видя мое легкое то ли недовольство, то ли замешательство спешит успокоить: «Все не так уж и плохо. Хотя… Если у нас разные комиссии проверяют стадионы на готовность, и поэтому они так медленно открываются, то у вас все проще».
Добавим, что победа над пылью – вопрос времени. Решить который совсем несложно, что, наверняка, и будет сделано. Во всяком случае, на фоне массива проделанной работы, подобные нюансы можно простить.
Впрочем, есть проблемы и посерьезнее. В конструкции «Олимпийского» есть один изъян, который в холодное время года будет заставлять гостей арены прятать голову в плечи. Дело в том, что стеклянная оболочка стадиона – не цельная. То есть, между пластинами есть зазоры (в отличие от герметичной оболочки «Донбасс Арены»). А ближе к основанию стеклянный полупанцирь и вовсе сходит «на нет». Даже не самым промозглым вечером 8-го октября сквозняки осложняли жизнь посетителям, бродившим под трибунами.
Хочется верить, что строители «Олимпийского» что-то придумают и с подсветкой стеклянной оболочки. Например, «раскрасят» фасад в цвета национального флага. И хотя поляки, избравшие такой путь, именно по этой причине называют свой Narodowy «цирком», глазу куда приятнее смотреть на цветную "обертку", чем на однотонную (как сейчас).
А желудку приятнее поглощать хорошую пищу по умеренной цене. Удастся ли подобное на «Олимпийском»? Судите сами. В торговых точках стадиона ассортимент и цены 8-го октября были следующими (подается с сокращениями): холодный чай с лимоном 0,5 л – 15 грн, энергетический напиток – 25, пиво 0,5 л – 15, попкорн соленый – 22, хот-дог – 25, гамбургер – 30, картофель фри – 20. Довелось услышать и весьма любопытный разговор молодой пары. Он: «Не, ну это лох-набор какой-то – попкорн+напиток. Это можно и в кинотеатре поесть. А пиво где?». Она: «Здесь же не все такие, как ты: «О-оо-ооо!»» Но аргумент: «Они – мужики!» - положил конец дискуссии.
Что на «Олимпийском» радует, так это антивандальные сидения. Дело в том, что они – эластичные, и в них можно раскачиваться. В такт ритму игры, как это делал Лобановский, сидя на тренерской скамье.
«Олимпийский» после 4-летней паузы, после «обрезаний», вызванных заботой о безопасности болельщиков, ожил, задышал полной грудью. «Зонтики» в крыше стадиона, которые призваны пропускать солнечный свет в помощь газону, хочется верить, будут крепко-накрепко удерживать рев толпы внутри. И тогда стадион на каждом матче будет напоминать кратер вулкана, а над полем будут раздаваться раскаты грома, вызванные тысячами орущих глоток.
Когда перед выходом Шакиры возникла небольшая пауза, стадион не скучал. Он жил своей жизнью, ему было интересно наедине с собой. Он в который уже раз пытался запустить «волну», но сцена, вмонтированная в трибуну, разрывала связи между секторами. Но все это еще будет. И первый настоящий гол, и первая победа сборной Украины (на церемонии открытия игроки в кои-то веки могли посмотреть на поле с высоты трибун), и «волна». И, конечно же, раскаты «Динамо! Динамо!!» и «Украина! Украина!!» Болельщики киевлян уже на церемонии открытия умудрились втиснуть название любимой команды между слов ведущего, музыкальными заставками и поздравительной речью освистанного Януковича…
Я покидаю стадион. Совсем рядом охрана под руководством холеного телохранителя аккуратно «спускает» по ступенькам пьяного гражданина в спортивном костюме. Его компаньон, тоже «спортсмен», назойливо вопрошает: «Ну зачем?» И получает в ответ: «Да потому, что это статья! Административного кодекса». Неужели теперь ТАК будет всегда? Или все потому, что гражданин отличился в непосредственной близости от ВИП-мест?
Сие, впрочем, к курьезам. ВИП-места, кстати, были заполнены почти стопроцентно: Янукович, Азаров, Клюев, Колесников, Левочкин, сын Лидера Виктор, Пинчук, Фирташ, Ахметов (сидели рядом, жаль, не удалось запечатлеть), Ярославский ("красивый стадион, но у нас в Харькове, конечно, лучше"), губернаторы, министры, депутаты, Кучма, постаревший Мороз, пару штук "тушек", даже Кравчук (приглашали всех Президентов, Ющенко - традиционно - проигнорировал).
После концерта из одной ложи Лидер со товарищи переместились в другую, где ужинали еще почти до часу ночи.
Возрастная пара с ребенком на руках интересуется: «А что это все уходят?» - «Им, видимо, Шакира не нравится» - «А?..» - «А фейерверк будет, не переживайте. Минут через тридцать».
Нас много, мы идем по сейчас недоступной для автомобилей Эспланадной. В нос бьет запах конского навоза, который лежит посреди дороги. Спускаемся в метро, сейчас надо будет впихнуться в последний вагон поезда, идущего с Харьковского, затем быстро-быстро добежать до эскалатора на «Золотых воротах» и проделать то же самое на «Вокзальной». Все как всегда. Стадионы открываются, стадионы – это праздник души, а вне их – наша обычная жизнь, которая вряд ли станет лучше с приходом Евро-2012.
На «Театральной», в подъезжающем полупустом вагоне, я вижу рыжего парня, напоминающего и Андрюху из «Иванушек», и героя «Ералаша». Говорят, что все рыжие похожи. Лобановский тоже был рыжим. Я буду раскачиваться в кресле «Олимпийского», как это делал он, сидя на тренерской скамье – в такт игре. Стадион снова живой, совсем скоро он опять заболеет футболом.