ГлавнаяПолитика

Луценко: «На первый, после Юлиного ареста, суд нас везли в одном автозаке. Конечно, я балагурил – отвлекал ее внимание»

Продолжение. Первую часть интервью: Луценко: «Моя камера - 9,5 кв. м., кирпичный стол и стул, окно с решетками в три слоя, железные нары…» читайте тут

Луценко: «На первый, после Юлиного ареста, суд нас везли в одном автозаке. Конечно, я балагурил – отвлекал ее внимание»
Фото: Макс Левин

«Я надеюсь на формирование объединенной оппозиции в Украине»

Вопрос политического толка. Как оцениваете положение дел в вашей политсиле, в «оранжевой» фракции после вашего ареста? Что и как – с вашей точки зрения – изменилось?

Во-первых, я благодарен всем коллегам, кто выразил мне политическую поддержку.

Во-вторых, я поддерживаю наметившуюся линию на политическую определенность во фракции. Наконец «НУ-НС» перестает выглядеть креслом-качалкой, которая лишь имитирует движение. Еще чуть-чуть, и инвалида укачало бы до смерти.

В-третьих, я надеюсь на формирование объединенной оппозиции в Украине.

Как вам оппозиционный КОД? Достаточно ли он эффективен, не является ли «братской могилой»?

Я уже говорил о том, что в результате последних выборов Украина в политическом плане отброшена в 1999 год. Расправа над оппозицией, цензура, монополизация бизнеса, вседозволенность криминала под прикрытием силовиков – все это печально знакомые правила из прошлого. Естественно, за 1999-м наступил 2000-й год: объединение разноцветной оппозиции, постепенный рост общественной активности. Тогда это называлось УБК (Украина без Кучмы, - С.К.), теперь – КОД. Все идет правильным путем. Впереди 2002-й – год победы оппозиции на выборах в парламент. Для того, чтобы это стало реальностью, очень важно суметь объединиться.

Ну, если идти двумя колоннами – Батькивщиной и Фронтом перемен, в сумме можно получить больше.

Конечно, такой подход лучше сегодняшнего горя от ума десятков «микрогетьманов». Но как показал опыт выборов 2006 и 2007 годов – это далеко не залог успеха.

Да, демократы могут победить двумя колоннами с перевесом в 3-5%. А дальше начинается внутренняя конкуренция, которая отбирает время и энергию. Или у вас есть уверенность, что отношения Тимошенко-Яценюк гарантированно не повторяют самоуничтожение Ющенко-Тимошенко?

Фото: Макс Левин

Если речь идет не о личном интересе, а о национальной перспективе, выход - в создании единого демократического движения с единым списком.

Еще в 2007-м году я - в присутствии Тимошенко, Яценюка, Кириленко, Гриценко - предлагал создать Союз демократических сил (СДС), где каждый лидер возглавит конкретное направление реформ. Благо, каждый из наших коллег имеет свою «специализацию». Я считаю, что такой политический проект, где избиратель увидит и премьера, и членов его команды в правительстве и на местах – адекватный ответ времени. Только самое широкое объединение позволит привлечь ум и энергию не под кого-то, а для решения четких задач. Только в таком мега-проекте без ущемления амбиций смогут работать на результат вместе и Тимошенко, и Яценюк, и Кириленко, и Кличко, и Гриценко, и – страшно подумать! – даже Забужко.

Как воспринимаете переход многих «нашеукраинцев» на сторону Арсения Яценюка? Как вы вообще оцениваете потенциал его лидерства? Способен он, в случае, если ни вы, ни Тимошенко не выйдете на свободу в ближайшем будущем, стать полноценным лидером оппозиции? Или скорее он станет лидером «управляемой оппозиции»? Максимально объективно оцените, пожалуйста.

Яценюк – умный и перспективный политик. Он один из немногих, кто умеет объяснить людям проблемы и перспективы страны. Его недостаток – в желании быть первым во всем. Он то ли не хотел, то ли не мог окружить себя яркими фигурами поддержки. И когда не имеющий равных в экономических и международных вопросах Арсений надевает каску фронтовика с коррупцией или соломенный брыль агронома, мне кажется, что он теряет.

Сейчас вокруг него стали светиться узнаваемые лица. Главное, чтобы вакуум штаба не всосал кроме умных людей с убеждениями и тех пресловутых политических колобков, которых Арсений так справедливо пару лет назад клеймил.

Все-таки, как насчет «управляемой оппозиции» под его руководством?

Такие сомнения существуют. И, в первую очередь, из-за формирующейся свиты. Я не сомневаюсь в личной позиции Яценюка, но желаю ему избежать предательства, приспособленцев, которые сам пережил.

Чтобы снять все эти проблемы и вопросы, я опять предлагаю проект объединенных демократических сил. Конкретный план евроремонта с конкретными исполнителями, объединенными единой ответственностью, который снимет большинство подозрений и провокационных слухов. А если места в первой пятерке или десятке разыграют перед телекамерой «на спичках» - цены им всем не будет!

Фото: Макс Левин

«Совершенно честно – не хочу быть депутатом»

Если ваше пребывание в неволе продлится еще некоторое время, как вы станете, да и станете ли участвовать в подготовке своей политсилы к избирательной кампании? Если да, то как именно и что бы вы посоветовали соратникам?

Спасибо за деликатное начало вопроса. Но я реалист, поэтому не питаю иллюзий относительно возможности своего участия в избирательной кампании 2012 года. Да и совершенно честно – не хочу быть депутатом. Ходить в окружении многих персонажей – сомнительное удовольствие. А риск не сдержаться – реальный.

Выйдя на волю – когда бы это не случилось – намерены ли вы и далее заниматься политической деятельностью, в том числе – оппозиционной?

Да, в этом нет сомнений. Тысячи писем поддержки, которые я получаю, миллион подписей, собранных для изменения моего ареста, просто требуют от меня быть и дальше самим собой.

В этих письмах слишком громкие слова обо мне, чтобы я их считал полностью адекватными, но я реально чувствую, что нужен людям. А раз так – я и за решеткой и тем более на воле остаюсь политиком, имеющим роскошь называть бандитов – бандитами, героев – героями, подлецов – подлецами. Эта позиция тяжела, но зато в ней мало конкуренции.

А как насчет правозащитной миссии? Вы-то теперь не понаслышке знаете, как и в каких условиях пребывают люди в следственных изоляторах. Возможно, ваша публичная деятельность могла бы несколько улучшить ситуацию в целом?

Есть чудесная восточная мудрость: если хочешь построить высокий минарет, выкопай глубокую яму и выверни ее наизнанку.

Да, я многое узнал о состоянии судебной системы. Мои коллеги уже внесли ряд самых неотложных законопроектов о максимальном сроке судебного рассмотрения, о порядке избрания меры пресечения, о суде присяжных. Но ситуация, когда 46-миллионная страна по сути не имеет независимого и объективного суда, требует большего. Я хочу лоббировать законопроект о праве апелляции в европейские суды для всех украинских граждан. Предложение, конечно, беспрецедентное. Подобное право апелляции в Лондонский королевский суд было внедрено лишь в Сингапуре и быстро свело на нет беспредел и коррупцию местных дельцов от Фемиды.

Иначе нам не избавиться от физиономии Попандопуло, заменившего Фемиду за весами правосудия.

Фото: Макс Левин

Напоследок. В Печерском суде пришлось услышать, что однажды вы оказались в одном автозаке вместе с ЮВТ. И будто бы всю дорогу вы развлекали ее анекдотами. Если можно – перескажите и нам несколько из той поездки (вы ведь всегда любили анекдоты, - С.К.)

Действительно, нас везли в одном автозаке на первый после Юлиного ареста суд. Да и на «боксах» (ящики-клетки 1х1 м в подсобном помещении, где ждут до и после суда) были рядом. Конечно, я балагурил, шутил, отвлекая Юлино внимание от мерзости ситуации.

Мне кажется – удалось. По крайней мере, когда я сказал, что если у блондинки корни волос черные, значит, организм еще борется. Юля не только посмеялась, но и дала ответку: есть категория мужчин, которые уверены, что блондинки по ночам подкрашивают корни в черные.

О политике говорили мало. Больше о жизни. Я порекомендовал книги «Кохання за часів чуми» Маркеса - для души «Безхребетна Іспанія» Ортега-и-Гассета - для ума.

На нашу беду оказалось, что есть и категория уродов, которые дали команду развести нас по разным помещениям Печерского суда, чтобы не подпортить им наслаждение измывательством над Тимошенко хоть редкими минутами дружеского общения.

Фото: Макс Левин

Вообще говоря, я очень рад, что был с ней рядом. Кто бы что ни говорил, но Тимошенко – боец и политик высочайшей пробы. Достаточно представить, что было бы в Украине 2010 года, не будь Юли. Многое ли отличало нас от Беларуси? В нынешней ситуации ничто не заменит ее упорства, энергии и мужества.

А насчет анекдотов, то они, конечно, помогают:

- Как вы относитесь к нашей власти?

- Как к жене.

- В смысле?

- Немножко люблю, сильно боюсь и постоянно хочу новую.

Но, наверное, старые анекдоты не очень подходят к сегодняшнему дню, когда, судя по активности УБОПа и Беркута в противофутболочной борьбе, 80% страны считает власть сексменьшинством.

Кстати, история с футболками про «ананаса» - очень позитивна. Она означает, что политика страха, насаждаемая Партией регионов, провалилась. Это – факт огромного значения, ведь «Веселі яйця» были предвестниками Майдана. Так что страна жива, и всё у нас будет хорошо.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram