Если бы в день, когда президенты России и Украины подписывали в Харькове соглашения, обещавшие Киеву скидку на газ в обмен на продление срока базирования Черноморского флота в Севастополе, кто-то сказал бы, что спустя всего год российские и украинские руководители будут обмениваться ультимативными заявлениями на совместной пресс-конференции, его высмеяли бы и «регионалы», и оппозиционеры. Представители власти – потому что уверяли бы, что в отношениях между Москвой и Киевом наконец-то – после неудачного правления супостата Виктора Ющенко и авантюристки Юлии Тимошенко восстановилась атмосфера дружбы и взаимопонимания. Представители оппозиции – потому что доказывали бы, что Янукович просто сдал России национальные интересы – и продолжит сдавать и дальше. Какие уж тут ультиматумы Москве от ее новой марионетки?
И те, и другие были бы далеки от истины. Янукович ничего не собирался «сдавать» и никакой новой атмосферы не собирался устанавливать. Ему важно было решить сиюминутный вопрос – уменьшить цену на газ для спонсоров Партии Регионов – и быстро. Он это и сделал, отдав России ВСЁ, что у него было – крайне приятный для Медведева пропагандистский вопрос о продолжении базирования флота. И оказался перед Путиным с пустыми карманами и все теми же желаниями – уменьшить цену.
Янукович – как, впрочем, и Азаров – не поняли, что со времен Кучмы ситуация значительно изменилась, Россия сделала точные выводы из недавнего экономического кризиса и больше не собирается спонсировать братские страны в обмен на признания в любви или даже участие своих бизнесменов и чиновников в распиле денег. Россия может снизить цены только в обмен на глобальное поглощение экономики соседа – это то, что было сказано уже давно вроде бы интегрированному в Таможенный союз и прочие прелести Александру Лукашенко. И это то, что Путин пытается объяснить Януковичу и Азарову – а они не понимают.
С российской точки зрения украинское руководство допустило целую серию ошибок в общении с Москвой – как прямых, так и косвенных. Попытаемся их перечислить – тем более, что их уже все равно невозможно исправить, и краха действующей власти понимание этих ошибок не предотвратит.
Первая ошибка – глобальная. Отказ от коррекции внешнеполитического курса ющенковских времен, продолжение переговоров с Евросоюзом о создании Зоны свободной торговли, нежелание вступать в Таможенный союз. В России это было воспринято как предательство. Когда Азаров на совместной пресс-конференции в Москве обещал Путину закончить все переговоры с Евросоюзом к осени, это было воспринято как издевательство.
Вторая ошибка – персональная. Явное стремление «помочь» Дмитрию Медведеву в конкуренции с Владимиром Путиным взбесило Путина и не порадовало Медведева. В «тандеме» очень не любят, когда в эту игру вмешивается кто-то со стороны. Что бы ни думали о себе Янукович или Лукашенко, из кабинетов в Кремле или российском «Белом доме» они воспринимаются как губернаторы, которые не должны пытаться рассорить президента и премьера России.
Третья ошибка – криминальная. Она была допущена, когда были арестованы менеджеры, участвовавшие в выработке соглашений Путина и Тимошенко, усугублена постоянной критикой этих соглашений со стороны Януковича и Азарова и гипертрофирована возбуждением уголовного дела против Тимошенко по газовому вопросу. Путин воспринял все это как выпад против себя лично и не стал скрывать это, сказав Азарову простые слова: «Я понимаю политическую составляющую. Всегда прежнее правительство плохое, а следующее – хорошее!». Ну вот что еще должен сказать российский премьер украинскому, чтобы в Киеве поняли, как он воспринимает происходящее?
Четвертая ошибка – протокольная. Накануне визита Азаров пишет Путину письмо, которое было воспринято в Москве как самое настоящее оскорбление российского премьера. Путин – небожитель. Азаров – чиновник. Почему чиновник пишет небожителю, да еще в таком тоне демонстративного равноправия, когда хочет добиться от него поблажек? Поблажек не будет!
Это, конечно, далеко не весь список претензий. Но даже он демонстрирует простую вещь: Янукович и Азаров разошлись с Москвой. Окончательно и бесповоротно. Для примирения они должны будут теперь отдать Путину не Севастополь в пользование, а все остальное – то есть всю Украину. А они Украину не отдадут. Она им самим нужна.
Собственно, ничего особенного в этом нет. Это историческая тенденция, против которой бессильны и Путин, и Янукович, и Медведев, и Азаров. Независимости России и Украины уже 20 лет. Да, нормальные государства не сформированы, да, обе страны управляются кликами. Но, простите, и у клик бывают свои интересы – пускай не государственные, но свои. И никакие лозунги, и никакие иллюзии электората не могут помешать им эти интересы защищать.
Меня удивляет другое – фактически обреченный на разрыв с Россией Янукович не может понять, что для нормального существования во власти ему нужно взаимопонимание с Европейским Союзом. Конечно, можно думать как Лукашенко, что в случае чего помогут Китай и Венесуэла – но в Беларуси как раз присутствия Уго Чавеса не ощущается. Проще говоря, украинскому президенту просто необходимо избегать строительства Беларуси в Украине – а он этим самозабвенно занимается. Но, с другой стороны, сущность белорусского режима не только в концентрации власти в одних руках. Она в готовности воевать на всех фронтах одновременно, не задумываясь о стратегических последствиях такого сражения. Она еще и в полном презрении к народу и в полном неуважении к любым партнерам – будь они в Москве, Вашингтоне или Брюсселе. И в этом Янукович и Азаров, искренне, кажется, не понимающие, чем они оскорбляют Путина и чего от них хотят в Брюсселе, напоминают именно Лукашенко – и никого больше.