Не было фактического запрета публичных дискуссий, цензуры в СМИ, религиозной несвободы. А вот для других СССР символизирует лишь все плохое, они «не помнят» ни покорения космоса (включая то, что вторым космонавтом в мире стал украинец Павел Попович), ни развития современной украинской промышленности, ни ракетно-ядерного паритета с другим военно-политическим блоком.
Между тем, идеальной страны, как и идеального политического режима не существует. Наша память о СССР, наша память о Советской Украине не должна строиться на мифах. Мифах советских пропагандистов или их антиподов.
Конфликт идеологем
А ее пробуют строить на взаимоисключающих мифологемах. И напрасно доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Львовского национального университета имени Ивана Франко Леонид Зашкильняк уверяет в «Zaxid.net» 4 мая 2011 года, что «историческую память поколений, прошедших войну, изменить невозможно». Сколько их осталось-то в живых, из «поколений, прошедших войну»? Проблема в другом: нам бы что-то делать с исторической памятью поколений, родившихся после войны.
Только частично прав Андреас Умланд, немецкий преподаватель Киево-Могилянской Академии, что «отложить споры о прошлом не удастся, однако эти споры должны вестись между профессионально признанными историками, а не, как это часто происходит в Украине, между политиками, псевдоучеными, литераторами и другими дилетантами».
Прав, потому что в Чехии, например, существует неформальный запрет на телевизионное обсуждение сложных тем истории этой страны не-историками. Этот запрет был выдвинут самим чешским ТВ-обществом. А частично прав Умланд потому, что и в Германии после краха Третьего Рейха не прекращались дискуссии на тему, почему народ Канта и Гегеля пошел за Гитлером. И в современной Чехии не прекращается обсуждение в обществе действий их руководителей, без боя отдавших свою страну сначала рейхсканцлеру, а затем и первому коммунистическому лидеру Чехии Клементу Готвальду.
В Украине с ее высоким уровнем политизации плюс эксплуатированием на ТВ всех рейтиновых тем никто к самоограничению не стремится. Что удивительного, когда и нынешний день победы во всю используют отечественные политики. Лидер коммунистов Петр Симоненко в эфире 5 канала утверждает не только то, что «использование красного знамени Победы вместе с национальной символикой во время празднования Дня Победы не должно быть предметом споров», но не останавливается на этом, утверждая, что «9 мая депутаты Львовского областного и городского советов будут скорбить из-за того, что красная армия и весь Советский Союз разбили Гитлера». Его идеологические антиподы из Украинской народной партии предлагают во время празднования победы «вывесить флаги стран участников антигитлеровской коалиции и Украинской повстанческой армии в противовес «красному» флагу».
Ко всему этому надо относиться спокойно. С одной стороны – как к политической борьбе. С другой – Украина действительно проходит непростой путь осознания себя по новой, осознания себя как независимой страны, у которой своя история. Это объективный процесс, надо это осознавать. И на этом пути осознания своей истории возможны и вероятны довольно серьезные перекосы, перегибы. Эти перекосы и перегибы, если относится к ним с терпением и логикой, будут преодолены как детские болезни. Болезни роста, иначе говоря.
Да, в пропаганде предыдущей власти, Виктора Ющенко, весьма много места отводилось Украинской повстанческой армии, а ее венцом стало присвоение Степану Бандере звания Героя Украины, ныне судом отмененное. Да, пропаганда Ющенко была, строго говоря, непрофессиональной, дилетанской в смысле Умланда попыткой распропагандировать украинскую историю с точки зрения побежденных во Второй мировой войне. Их потомками являются представители украинской диаспоры в США и Западной Европе, идеологическое влияние которых, как лично мне представляется, было определяющим в формировании мировоззрения третьего президента.
Украинские правые во Второй мировой войне
Перегибы и перекосы пропаганды предыдущей власти действительно могли привести к невероятным заключениям типа «Бандера брал Рейхстаг», «УПА провела боев с вермахтом больше, чем с Красной армией и подразделениями НКВД»; «УПА занималась только спасением евреев».
Степан Бандера возглавлял движение, которое подобно усташам Анте Павелича в Хорватии рассматривало Германию Адольфа Гитлера своим военным союзником — до 1941 года.
Безусловно, прав канадский профессор украинского происхождения Иван-Павло Химка, который пишет в 10-м номере журнала «Критика» за 2010 год: «ОУН действительно была типично фашистской организацией. Об этом свидетельствует куча признаков: ее принцип «вождизма», ее стремление запретить остальные политические партии и движения, ее лозунг в фашистском духе, ее красно-черный флаг, ее партийный салют поднятой рукой, ее культ насилия и ее восхищение Гитлером, Муссолини и другими вождями фашистской Европы. Что здесь не фашистское?».
О спасении евреев по крайней мере некоторыми членами ОУН – есть информация в израильском музее Яд Вашем, репутацию которого ставят под сомнение крайне редко. Но при этом не надо уподоблять Степана Бандеру королю Дании Кристиану X, который, протестуя против Голокоста, вышел на утреннюю прогулку с могендовидом на одежде. И мы никогда не должны забывать обращение митрополита Андрия Шептицкого в связи с погромами евреев на Западной Украине, под названием «Не убий», в которым он угрожал отлучением от церкви замеченным в, цитирую, «гріху чоловіковбиства».
Руководители ОУН, провозглашавшие 30 июня 1941 года в занятом вермахтом, а отнюдь не ими Львове «независимость Украины», не могли, конечно, не знать суть идеологии Адольфа Гитлера, изложенную в «Mein Kampf»: «Мы сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе. Когда мы говорим о завоевании новых земель, мы, конечно, имеем в виду в первую очередь Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены». Они не могли не слышать о концлагере Бухенвальд, функционировавшим с 1936 года и о концлагере Заксенхаузен, где массовые казни начались годом позже.
Как нам относится к 9-му мая?
Победа Рейха означала превращение украинцев в рабов. И физическое уничтожение большей части – ради завоевания жизненного пространства.
Отсюда понятно, что величие подвига Красной Армии, как и вооруженных сил антигитлеровской коалиции не является предметом дискуссии. А мнения политиков… Депутаты Львовского областного и городского советов, протестуя против красного флага, конечно же, не скорбят из-за того, что Советский Союз разбил Гитлера – как утверждает Петр Симоненко. С другой стороны, не правы в УНП.
Украинская повстанческая армия не одержала Победу 9 мая 1945 года. Она вообще не входила в антигитлеровскую коалицию, и ее символике не место с флагами СССР, США и Великобритании? Интересно, а в Вашингтоне и Лондоне спрашивали, как бы у них ветераны отнеслись к идее УНП?
Необходимо снять искусственное идеологическое противопоставление – «Вторая Мировая» или «Великая Отечественная»? Одни видят в терминологии «Великая Отечественная» якобы «советскую идеологию». Для других – «Великая Отечественная» есть Великая война наших дедов, воевавших за свое Отечество. И за Сталина, конечно, так уж, к сожалению, получилось в их жизни. К деяниям этого политического преступника, маньяка, виноватого в миллионах смертей ни они, ни их война не имеют никакого отношения. Так разве нельзя рассматривать Великую Отечественную как часть Второй Мировой войны? Мы должны знать и уважать идеологию тех, кто воевал и против Гитлера, и против Сталина. Понимать: правда той войны - в том, что за свое Отечество воевали все украинцы. Иногда – между собой. И при этом мы должны осознавать: Красная Армия, а не УПА сломала Гитлеру шею. Красная армия не дала ему превратить украинцев в рабов, а саму нашу страну – в жизненное пространство для высшей расы.
И надо игнорировать слова премьера России Владимира Путина от 17 декабря 2010 года: «Теперь по поводу наших отношений с Украиной. Я позволю с вами не согласиться, когда вы сейчас сказали, что, если б мы были разделены, мы не победили бы в войне. Мы все равно победили бы, потому что мы страна-победитель». Он в той войне не воевал. Воевали другие. И раз у нас принято в последние годы называть украинцами всех тех, кто родился на территории Украины, то вспомним хотя бы некоторых.
Черняховский Иван Данилович, украинец, родился в селе Оксанино Уманского района Черкасской области. Дважды Герой Советского Союза, генерал армии, командующий войсками 3-го Белорусского фронта. Руководил Инстенбургско-Кенигсбергской операцией, которой блокировали силы вермахта в Восточной Пруссии. Погиб в Польше, похоронен в Вильнюсе.
Ковпак Сидор Артемьевич, украинец, родился в селе Котельная Полтавской области. Дважды Герой Советского Союза, командир партизанского соединения. Провел операцию «Сарненский крест» и боевой рейд в Прикарпатье. После войны - заместитель председателя президиума Верховного Совета УССР. Кожедуб Иван Никитович, украинец, родился в селе Ображиевка Шосткинского района Сумской. Трижды Герой Советского Союза, за время войны сбил 62 самолета Люфтфаффе. Повоевал даже против американцев в Корее, где командовал 64-м истребительным авиационным корпусом.
Павличенко Людмила Михайловна, украинка, родилась в Белой Церкви. Снайпер 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, майор, Герой Советского Союза. Участвовала в обороне Одессы и Севастополя. Уничтожила 309 немецких солдат и офицеров, в том числе 36 снайперов противника. После войны преподавала на высших офицерских курсах «Выстрел».
Ахмет-Хан Султан, крымский татарин, родился в Алупке. Дважды Герой Советского Союза, за время войны сбил 32 немецких самолета лично и 19 в составе группы. Как крымский татарин, после депортации его народа из Крыма был репрессирован, позже восстановлен на работе, провел первую в СССР заправку в воздухе на первое испытание советской крылатой ракеты.
Темник Абрам Матвеевич, еврей, родился в селе Черниговка Запорожской области. Командир 1-й гвардейской танковой бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса 1-го Белорусского фронта. Погиб в боях за Берлин. Похоронен в 500-х метрах от Рейхстага, плита с его именем находится в Мемориале советским воинам в Тиргартене.
Мурза Илья Митрофанович, грек, родился в селе Первомайское Донецкой области. Герой Советского Союза, командир 269-го стрелкового полка 136-й Киевской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта. Его часть первая форсировала Одер.
И, конечно, Герой Украины Алексей Берест. Как раскопал в Би-Би-Си журналист Владимир Проненко, переживший Голодомор, бравший Рейхстаг, водружавший там Знамя Победы, не получивший за это Героя Советского Союза – либо из-за политического решения Йосифа Сталина, либо из-за личной конфликтности. Журналисту Би-Би-Си так и не удалось прийти к определенным выводам.
Все они – реальные герои Украины. Вне мифологем, и, как мне кажется, выше споров политиков.