Бобрица встретила нас роскошной даже по киевским меркам детской площадкой — большой, с десятком разноцветных ярких качелей, нормальным песком без бутылок, окурков и продуктов жизнедеятельности собак. Прямо за площадкой начинается ограда школы, во дворе которой есть еще одна детская площадка, поменьше. Сама школа — обычная по виду сельская хата (хотя, конечно, сельскую хату под Киевом найти уже и не так просто — тут обычными являются скорее двухэтажные особняки с «богатой» отделкой). В одном здании со школой — Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Позже выяснилось, что здание принадлежит не школе, а именно Дому культуры — школа лишь арендует у него помещение. Дело в том, что в 70-х годах прошлого века советская власть уже проводила оптимизацию сети учебных учреждений, подобную той, которую сейчас хочет провести украинская власть. Тогда школа в Бобрице, существовавшая с 1932-го года, была закрыта, а в ее помещении организовали Дом культуры.
«В 1993 году тут снова открыли школу, уже начальную, - говорит директор Валентина Кушнир. - А с 2006-го года мы принимаем участие в эксперименте «школа-семья». У нас патриархальное воспитание, основанное на народоведении, изучении истории Бобрицы, наших героев».
Заходим в первую классную комнату. Она небольшая, и, по сравнению с обычным классом в обычной школе, обставлена бОльшим количеством разнообразных предметов — есть даже диван. Единственное, что напомнило мне мою родную школу в этом помещении — это железное ведро с надписью «Чиста вода», возле которого на подносе стоят стаканы. В классе занимается 5 человек. Урок как урок, только атмосфера, возможно, менее официальная, чем в традиционных школах. «Разобрали уже детей родители — многие сегодня на кладбище едут», - комментирует Валентина Павловна обстановку в классе перед Проводами.
Всего в школе сейчас обучается 15 учеников. Четыре класса — 1-4. Но занимаются обычно по два класса вместе, а музыкой, рисованием и физкультурой — вообще все классы вместе (хотя нормативы по физкультуре сдают разные). «Такого, чтобы один ученик в школе, у нас никогда не было. В самый худший год в школе было 8 детей — когда в школу пошли дети, родившиеся на пике демографического кризиса. И тогда было такое, что в классе учился только 1 ребенок. Возможно, в министерстве то время имели в виду?», - предполагает Валентина Павловна.
Здесь работают четверо учителей: двое — начальных классов, один — немецкого языка, еще один — музыки и христианской этики. По совместительству приходит еще учитель информатики. В школе есть два компьютера, подаренных меценатами. Практически у всех детей дома тоже есть компьютеры, хотя и не всегда подключенные к интернету.
«Семейность» школы определяется тремя параметрами. Во-первых, активным участием родителей в жизни школы. Они приходят сюда, общаются со всеми детьми, вместе выполняют какие-то задания, которые получают от учителей. «На новый год каждая семья представляла свою елочку, - Валентина Павловна показывает на шкаф, на котором выставлены в ряд картонные вечнозеленые в гирляндах. - Или вот мы писанки делали к Пасхе». Некоторые родители ведут кружки после занятий.
Во-вторых, школьники воспитываются на примере местных героев. Рядом со школой находится братская могила, в которой похоронено 10 солдат, погибших в войну. Фамилии 8 из них уже известны.
В-третьих, учителя пытаются создать в школе семейную обстановку. Здесь нет звонков, хотя уроки длятся примерно столько же, сколько в других школах — иногда чуть дольше, если ученики еще увлечены работой на уроке, иногда чуть меньше, если им уже нужно переключиться. Дети помогают друг другу в учебе, общаются более тесно с учителями и родителями других детей — это возможно только в таком маленьком коллективе. Близко познакомиться с семьями 42 детей (столько одноклассников было у меня в начальной школе) наверное тоже возможно, но в других школах я никогда не видела, чтобы дети на перемене обнимали учителя.
Пришел в гости — рассматривай фотоальбом. «А это праздник Рожаница, а это наш бывший сельский голова — красивый парень, а это моя ученица...», - комментирует Валентина Павловна фотографии. Пока я киваю головой, в классную комнату заходит родительница — и не просто родительница, а глава родительского комитета Евгения Владимировна Прокопенко. Спрашиваю у нее, что такое «школа-семья». «Родители, как и дети, получают задания, - начинает перечислять Евгения Владимировна. - Обстановка, как дома, и мне очень нравится, что есть сменная обувь. Учителя дают нам, родителям, очень полезные советы по воспитанию детей. И отдых у нас тоже совместный — недавно ездили в Лазурное на море с другими семьями, чьи дети ходят в школу. Я могу позвонить по любому вопросу кому угодно из родителей. В будущем я буду искать подобную школу, потому что дочь же заканчивает четвертый класс».
Над начальной школой в Бобрице шефствует старшая школа — в Белогородке, в 3 км от Бобрицы. Туда ездит школьный автобус. «Некоторые родители возят детей в школу в Белогородку, кто-то в Боярку, а есть такие, что и в Киев», - говорит Валентина Павловна.
Вопреки моим ожиданиям, учителя в школе не утверждают, что работать с меньшим количеством детей проще, чем с группой из сорока учеников. «С одной стороны проще, а с другой и сложнее, потому что если кто-то что-то не выучил — ты это обязательно увидишь и нужно будет все-таки научить ребенка», - говорит преподаватель немецкого языка Эмма Райзих. А учитель младших классов Любовь Ивановна Прокопенко и вовсе говорит, что с маленьким количеством детей работать сложнее: «Нагрузка очень большая».
«Такая школа — это просто спасение для малоимущих, социально незащищенных или больных детей, - говорит Валентина Павловна. - Тут им уделяется достаточно внимания. У нас есть мальчик-инвалид в школе, и девочка больная, так другие дети им помогают и очень сопереживают». Эмма Андреевна помогает директору хвалить школу: «Бывает такое, что забирали ребенка из нашей школы в гимназию, а потом возвращали назад с гораздо худшими знаниями».
Но хорошо ли учиться в школе, я собиралась выяснить у самого надежного источника — у детей. Пока я общалась с учителями, они вывалили на улицу и занялись качелями.
- Нравится тебе в школе учиться?, - спросила я у девочки по имени Зарина.
- Да. Уроки нравится делать. Читать люблю.
- Что, больше, чем отдыхать и играть на улице?
- Да.
- А какие любимые уроки?
- Украинский язык.
- А будешь кем?
- Моделью!
- А я русалочкой хочу быть! И принцессой! - подключается к разговору Алена, которая, как выяснилось, тоже любит ходить в школу, рисовать и диснеевский мультик про русалочку по имени Ариэль (хотя кто ж из девочек не любит этот мультик и не хочет быть принцессой).
А красавчик Олег хочет быть милиционером.
- У тебя папа наверное милиционер?
- Нет. Папа у меня Саша. Только мама с ним поссорилась.
- А что ты больше любишь — учиться или отдыхать?
- Люблю в школу ходить. Немецкий язык, английский.
- Ему в школе интереснее, конечно, - подходит к нам Валентина Павловна. - К тому же, Любовь Ивановна подарила ему кролика.
- У нас раньше тоже были кролики — 5 штук, но уже нету. И кони были. И кот Васька, но он пошел в лес и там его уже не стало, - сообщил мне Олег.
Расспрашивала учителей, как изменились дети за последние 10-20 лет. Оказалось, что изменились — и не только дети, но и родители. «Дети стали более возбужденными, непоседливыми, - говорит Эмма Андреевна. - У них очень много свободного времени. А родители заняты зарабатыванием денег, и у них время на детей не всегда есть».
У учителей я также пыталась выяснить, как на них отразились реформы, и как у школы дела с финансированием. По поводу реформ услышала только, что не все учителя в восторге от компьютеризации. А по повод финансирования — что бюджет финансирует, конечно, но спонсоры все равно нужны. «Родители скинулись на диван вот, а парты районо покупает», - говорит Валентина Павловна.
Мы покинули территорию школы, Валентина Павловна показала нам здание музея, а также двух бронзовых (или похожих на бронзовых) бобров — чтобы мы не забывали, где находимся. И очень звала приезжать еще на праздники, чтобы мы своими глазами увидели, как тут отмечают Рожаницу. Словом, приняли действительно как родных — недаром все же учреждение называется «школа-семья».