Действительно, по формальным показателям, страны БРИКС, составляя 40% населения Земли, производят 18% мирового ВВП (расчет – по паритету покупательной способности), обходя и США и ЕС. Но это механическое сложение очень трудно перевести в реальные экономические механизмы. Переход к торговле в национальных валютах, о котором много говорилось в прессе, вряд ли возможен в условиях нерыночного механизма курсообразования в Китае и более или менее рыночного – в других четырех странах.
Проводя параллели с акционерным обществом, в условиях потери США контрольного пакета акций мировой политической системы, речь, похоже, идет о попытке крупных миноритариев консолидировать свои голоса по интересующим их вопросам. И, несмотря на всю шаткость приведенной аналогии, хочется ради наглядности ее продолжить, оценив сумму акций миропорядка, находящихся в руках БРИКС в «блок-пакет» (25%+1 акция). Проблема БРИКС, однако, состоит в том, что общих вопросов, интересующих всю пятерку, не так уж много.
Намного проще перечислить существующие трения. Так, Индия и Китай – традиционные соперники в регионе с нерешенными территориальными проблемами, и, что самое важное – серьезные конкуренты в борьбе за дефицитные ныне энергоресурсы. Бразилия обеспокоена ростом китайского экспорта и, фактически, присоединилась к требованиям США к Пекину пересмотреть «заниженный» курс юаня. Кроме того, и Бразилия, и ЮАР, являющиеся явными региональными лидерами, с подозрением относятся к росту влияния Китая в Южной Америке и Африке, соответственно: КНР уже несколько лет является лидером по темпам роста инвестиций на обоих континентах.
У России на сегодняшний день нет серьезных противоречий с Поднебесной, хотя мелкие «шероховатости» возникают регулярно: последний факт – казуистический спор по цене поставок российской нефти в Китай (стороны по-разному толкуют один из пунктов договора). Однако, в стратегическом плане Москва прекрасно понимает наличие «китайской угрозы», нависающей над богатой природными ресурсами и бедной ресурсами людскими Сибирью.
Прямым подтверждением наличия многочисленных сложностей в отношениях Китая с другими государствами БРИКС является те подчеркнуто дружественные шаги руководства КНР в отношении своих партнеров в преддверии последнего саммита. Так, Пекин прекратил выдачу особых виз для жителей спорного штата Джамму и Кашмир, что вызывало открытое недовольство Нью-Дели в последние годы, и заявил о возобновлении китайско-индийского военного сотрудничества.
Во время последнего визита в Пекин президента Бразилии Дилмы Русефф были заключены крупные коммерческие сделки и инвестиционные договора, что несколько разрядило существующую уже несколько лет напряженность между странами ввиду массированного экспорта из Китая, поддержанного заниженным курсом юаня. Претория получила заверения в том, что интерес КНР к ЮАР не ограничивается стремлением к доступу к полезным ископаемым, а будет направлен и на другие отрасли экономики Южной Африки.
Что же касается точек соприкосновения, то это, прежде всего, сотрудничество России с Китаем, Индией и Бразилией в военной и космической сфере. Кроме того, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР оказались по одну сторону баррикад в рамках т.н. Дохийского раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации об уменьшении тарифов на импорт сельхозпродукции и сокращении государственных дотаций сельхозпроизводителям. (Главными оппонентами является США, ЕС и Япония.)
Возможно, более серьезной целью БРИКС может стать уже давно стоящая на повестке дня (впрочем, не идущая пока дальше разговоров) реформа Совета Безопасности ООН, при которой Бразилия, Индия и ЮАР претендуют войти в состав постоянных членов Совбеза. Пикантность ситуации заключается в том, что такую реформу – с расширением числа постоянных членов поддерживает Москва, но не поддерживает Пекин. Вполне возможно, что это игра, и Китай тоже выступит за расширение числа постоянных членов Совбеза – в случае, если будет точно уверен, что это решение заблокируют США…
В то же время, если отказаться от теории «глобального вызова геополитической монополии США и Запада», каковым, якобы, является создание БРИКС, то намного более адекватно эту пятерку стран описывает архаичный ленинский термин «попутчики». Действительно, у Бразилии, Индии и ЮАР есть причины сотрудничать с Китаем – и в рамках укрепления своих позиций в ВТО, и в рамках повышения своего регионального статуса. Но до вполне конкретных пределов – пока Китай не начнет политически и экономически конкурировать с этими странами в рамках их же регионов (Южной Америки, Индостана с «окрестностями» и Африки, соответственно).
Для России сотрудничество с БРИКС в целом, и с Китаем, в частности – это обратная сторона его трудного геополитического диалога с Западом: мол, у нас имеется альтернатива, причем не только для военно-политического сотрудничества, но и для реализации наших углеводородов. При этом сама «большая геополитическая игра» РФ и Европы (при согласии США) идет по строгим, хотя и неписанным правилам: торгуемся по цене российского газа и маршрутам его транспортировки, но, в конце концов, Европе должен достаться возможный максимум, а Китаю – «остаточный» минимум.
Вот и сейчас, ЕС с РФ обсуждают принципы ценообразования на газ, в результате которых, Москва, скорее всего, пойдет на «скидки» и спотовый принцип, а Брюссель не будет вставлять палки в колеса «Южному потоку» (Кстати, трубопровод «Северный поток» будет завершен к середине мая с.г.).
Таким образом, только Китаю БРИКС может представляться инструментом реализации его планов превратиться во вторую мировую державу. Однако, как мы видим, его «попутчики» не готовы пройти с Поднебесной не то, что весь, а даже сколько-нибудь значительную часть великого китайского пути в ХХІ веке…
Кроме того, после аварии на Фукусиме Пекин рискует столкнуться с еще большим дефицитом природных энергоресурсов, – из-за отказа ряда крупных стран-потребителей энергии от атомных станций. Так что, КНР ждут отнюдь не розовые перспективы, и нет оснований полагать, что БРИКС как-то повлияет на состояние этих самых перспектив.
Более того, есть все основания полагать, что такие крупные миноритарии современного мирового порядка, как Бразилия, Россия и Индия, будут время от времени дополнять американский пакет акций до контрольного, а не обирать вместе с Китаем «блок-пакет»…