Об этом сообщил адвокат, юрист-международник Максим Алинов, пишет ZN.UA.
Он объясняет, что газовое соглашение содержит так называемое «арбитражное предостережение» — норму, которая устанавливает, что любые споры, разногласия или претензии в связи с этим соглашением, его нарушением, расторжением или недействительностью будут окончательно решаться в арбитраже согласно регламенту Арбитражного института Торговой палаты г. Стокгольм (статья 8 соглашения от 19 января 2009 года).
В то же время украинской судебной практике известны случаи, когда внешнеэкономический контракт, который также содержал «арбитражное предостережение», признавался недействительным по решению украинского суда — в том случае, если вопрос недействительности такого контракта затрагивался в украинском суде не одной из его сторон, а органом государственной власти (например, определенным министерством или Генпрокуратурой), и «арбитражное предостережение» не применяется.
По словам Алинова, такое решение украинского суда не будет признано и не будет иметь юридической силы за пределами Украины.
«Оно приведет к прекращению поставок российского газа в Украину. Более того, украинская сторона сама загонит себя в тупик: будучи обязанной выполнять решение украинского суда в силу законов Украины, официальный Киев не будет иметь правовых оснований для покупки газа для целей потребления в Украине и для оплаты такого газа. В такой ситуации — с учетом специфики функционирования газотранспортной системы Украины — начнется отбор части российского газа, транзитируемого через украинскую территорию для европейских потребителей. Все это даст основания „Газпрому“ и Кремлю обвинить Украину в провоцировании нового газового кризиса на Европейском континенте; и украинская сторона не будет иметь аргументированных юридических возражений по этому поводу, поскольку в основе такого развития событий будет нелегитимное решение украинского суда», — считает адвокат.
Таким образом, по его словам, единственным легитимным путем признания недействительным или расторжения газового соглашения от 19 января 2009 года (при отсутствии договоренности между «Нафтогазом» и «Газпромом») является обращение НАК «Нафтогаз Украины» с соответствующим иском в Стокгольмский арбитраж.