ГлавнаяПолитика

ТВ: Каддафи финансировал борьбу с Кучмой?

Ливия, Кучма, Тигипко и ВВС - вот главные темы недели по версии телевидения.

ТВ: Каддафи финансировал борьбу с Кучмой?

Первые два часа "Шустер Live" были посвящены Ливии. Тему восстаний в Северной Африки уже неоднократно обсуждали за последние два месяца. "Свежей кровью" на этот раз стали секретарь СНБО Раиса Богатырева и франко-ливанский бизнесмен Омар Арфуш.

Первым стал говорить депутат Анатолий Гриценко, который в целом поддержал действия западной коалиции против Муамара Каддафи. Как профессиональный военный, он объявил, что этап воздушной кампании против Ливии завершен.

"Пора идти на землю", - сказал он почти синхронно с новостью о намерении коалиции высадить войска в Ливии.

Тут слово взял Омар Арфуш, брат вице-президента НТКУ Валида Арфуша и близкий друг семьи Николя Саркози (что он никогда не скрывал и о чем вновь напомнил, призвав в свидетели Раису Богатыреву, которая, по его словам, это знает).

Арфуш-старший выступал в роли эксперта, которому известны настоящие мотивы действий французского правительства в отношении Ливии. Он жестко раскритиковал поведение Николя Саркози. Мол, спасает низкий рейтинг.

Не успели телезрители заскучать, услышав имена и фамилии малоизвестных им иностранных функционеров, как Арфуш повторил свой тезис, который он на неделе произнес в интервью газете "Сегодня": Каддафи давал деньги всем, в том числе и на "оранжевую революцию".

"Каддафи сидит 20 лет в эмбарго. Он хотел, чтобы его приняли. Киев, Москва, Рим, Брюссель его приняли. И везде он платил за то, чтобы президенты с ним общались. Вспомните, после Оранжевой революции президент Ющенко один из первых визитов сделал в Ливию. Ливия это что, Вашингтон? У Ющенко был советник по коррупциям, который летал туда очень часто. И привез деньги. Я не хочу называть его имя, чтобы не делать ему рекламу", - сказал он.

Активисты Майдана - Ирина Геращенко, Анатолий Гриценко, Николай Катеринчук - возмутились.

"Я хочу категорически опровергнуть, что шли какие-либо деньги. Такого не было", - сказал Катеринчук. Он также напомнил, что о финансировании президента Ющенко все знает Александр Третьяков, у которого можно уточнить эту информацию.

К микрофону вышла Раиса Богатырева, чье выступление содержало несколько важных меседжей. Первый:

"Официально мы как страна не направляли военнослужащих в Ливию летчиков для того, чтобы они участвовали в военных операциях. Поэтому те информации, которые появляются в информационном пространстве, несомненно, нужно сначала проверить", - добавила она.

В то же время Богатырева не исключает, что это могут быть люди с украинским гражданством, но воюющие под флагом другой страны. Ранее появилась информация, что за штурвалом ливийских самолетов МиГ, которые обстреляли демонстрантов в Триполи, находились украинские пилоты. В то же время Минобороны информацию об украинских летчиках в Ливии опровергло.

Второй - позиция Украины в ливийском вопросе совпадает с позицией президента России Дмитрия Медведева.

"Позиция государства тогда считается официальной, когда ее обнародовал глава государства. Глава Российского государства Дмитрий Медведев четко заявил, что Россия поддерживает резолюцию Совета безопасности Объединенных наций, Россия будет выполнять ее. Так что мы можем сказать сегодня, что и наш стратегический партнер абсолютно солидарен с решением, которое принял украинский президент, украинское государство, украинский Совет национальной безопасности и обороны. Мы аплодируем этому высказыванию и этой оценке Медведева", - сказала она.

Анатолий Гриценко, за время выступления Богатыревой, успел добиться от нее надежды на то, что Янукович лишит Каддафи украинских наград.

"Если вы общаетесь с Президентом, посоветуйте ему, чтобы он лишил, с учетом поступков, которые сейчас осуществил после этих наград Каддафи, своим указом этих государственных наград", - сказал Гриценко.

"Я думаю, именно те, кто принимают решения о наградах, должны быть сознательными и ответственными. Ваше предложение мы обсудим и, несомненно, доложим Президенту Украины. Но думаю, чтобы в такие ситуации не попадать, нужно заранее понимать, кто, когда и как может получить награду Украинского государства", - сказала Богатырева.

Позицию самой Богатыревой по поводу восстания в Ливии можно охарактеризовать как народническую. Говоря уже после выступления о причинах восстания, она, по сути, признала и поддержала право народа на сопротивление властям, если та не может обеспечить ему условия достойного существования.

Следующие два часа на Первом национальном обсуждали дело Гонгадзе и возбуждение дела против Леонида Кучмы. К микрофону сразу вышел экс-спикер Александр Мороз, но ему достаточно долго, стоя, пришлось слушать журналиста Алексея Подольского, первую жертву генерала Пукача, которому удалось выжить.

Подольский долго говорил. Его никто не перебивал. Он много рассуждал, обращался к присутствующему экс-генпрокурору Пискуну. А в конце он очень подробно стал анализировать гибель экс-главы МВД Юрия Кравченко.

Александру Морозу пришлось лишь повторить сказанное днем ранее у Княжицкого в эфире телеканала ТВi, а также пикироваться с Инной Богословской.

Экс-генпрокурор Святослав Пискун больше говорил о своей роли в расследовании дела об убийстве Гонгадзе. В частности, о том, как ему все президенты мешали довести расследование до конца.

Шеф-редактор LB.ua Соня Кошкина напомнила, что дело Гонгадзе всплывает каждый раз, когда властям нужно отвлечь внимание от проблем. А касательно Леонида Кучмы - то теперь все ему только сочувствуют.

"Посмотрите на реакцию - почитайте блоги, почитайте, что люди пишут на форумах, посмотрите экспертные опросы и заключения. Кучме симпатизируют. При том, что всего пять лет тому он был не слишком популярен. Однако, сегодня граждане задаются вопросом: кому это нужно? Почему именно сейчас опять подняли на вилы эту историю", - сказала Соня Кошкина.

Ее слова подтвердил позднее Петр Мага, сообщивший, что большинство писем, поступающих в студию, выражают симпатию экс-президенту.

Депутат Тарас Чорновил, вышедший к микрофону, напомнил, что в этот день 13 лет назад погиб Вячеслав Чорновил. Нынешний лидер Руха Борис Тарасюк, напомнил, что Вячеслав Чорновил был журналистом, как и Гонгадзе.

Под конец темы присутствующие больше говорили о правоохранительной системе.

Обещанного участия в программе Мирославы Гонгадзе не состоялось. Зато в эфир нагрянул майор Мельниченко. Но Шустер объявил, что гость тот непрошенный, а потому его просто показали сидящим в кресле. Слова майору не дали.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ У КИСЕЛЕВА...

В гостях снова был вице-премьер Тигипко. Полтора часа с ним говорили о реформах. Преимущественно - о пенсионной.

Он сообщил, что расчитывает принять необходимые для ее проведения законы в текущем полугодии. Правда, признал, что делает это не только ради пенсионеров, но и по просьбе МВФ.

"Мы должны максимум до июня провести максимум реформ, в том числе пенсионную. Потому что я сомневаюсь, что в сентябре, когда до выборов останется год, мы сможем в парламенте непопулярные серьезные вещи принимать. Без принятия пенсионной реформы, мы не сможем улучшить ситуацию пенсионеров, у нас будет очень плохой сценарий с МВФ. Если мы сейчас ее (пенсионную реформу - ред.) отложим на 1-1,5 года, то тогда будет очень жесткий сценарий. Потому, что сейчас у нас очень мягкий сценарий", - сказал Тигипко.

И тут же пообещал: "Если в июне-июле этого не произойдет, моя позиция будет жесткая - я уйду в отставку".

А затем пригрозил социальными катаклизмами: "Что будет? То, что было в других странах. Страны продолжали входить в долги, 3,5% дефицит бюджета. Эти страны все равно приходят в МВФ. МВФ требует от них жестких мер. Эти страны были вынуждены резать зарплату госчиновникам, резать пенсии. Мы просто обязаны это сделать, потому что дальше будет хуже".

Впрочем вице-премьер настроен оптимистично и даже расчитывает на награду за реформу. Личный попугай ведущего (как говорит сам Киселев) художник Сергей Поярков напомнил, что Тигипко получил орден Почетного легиона после того, как французская корпорация "Лафарж" приобрела в Украине нужный ей завод. Поярков спросил, не собирается ли тот получить орден за реформу.

"Я надеюсь получить орден. За пенсионную реформу точно" - сказал он, отметив, что орден Почетного легиона - у него единственный.

Тигипко еще порасспрашивали о Налоговом кодексе. В частности, о возможных поправках к нему. Оказалось, что он из своего кармана оплачивает услуги московского офиса "Эрнст энд Янг" "по консалтингу" НК.

Вторая часть была посвящена свободе слова. Поводом послужило не прекращение выхода "Газеты по-киевски", а прекращение вещания ВВС на русском и украинском языках. В качестве главного спикера по этому вопросу стал не представитель украинской службы ВВС, а бывший руководитель московского бюро.

После чего о свободе слова стали говорить украинские журналисты. Правда, больше всего Мустафа Найем на повышенных тонах ругался с депутатом Еленой Бондаренко.

Евгений Киселев решил воспользоваться моментом и оправдаться за неловкую ситуацию в прошлой программе, когда Тимошенко поймала его на близком общении с Инной Богословской.

"Мне вот звонят и хотят попасть. А когда отказываю - просят связать с тем, с кем можно решить вопрос. И я буквально вижу у них в глазах, что они готовы заплатить", - удивлялся ведущий.

На повышенных тонах программа и закончилась.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram