Телескоп обнаружил самую древнюю из галактик

Астрономы, работающие с орбитальным телескопом "Хаббл", возможно, установили новый рекорд.​

Им удалось обнаружить галактику, расположенную в 13,2 миллиарда световых лет от Земли, мы видим эту галактику такой, какой она была, когда возраст Вселенной составлял всего 480 миллионов лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Поиски все более и более далеких космических объектов помогают астрономам заглянуть в далекое прошлое Вселенной. Из-за того, что скорость света конечна, мы видим далекие галактики такими, какими они были в далеком прошлом. Это похоже на работу археологов, которые, раскапывая все более глубокие слои, находят все более и более древние артефакты.

Главным показателем расстояния до далеких галактик служит красное смещение - сдвиг линий в спектре из-за эффекта Доплера. Чем больше красное смещение, тем дальше космический объект, поскольку с расстоянием, согласно закону Хаббла, скорость убегания галактик растет. В октябре 2010 года астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) сообщили об обнаружении галактики UDFy-38135539, расположенной в 13 миллиардах световых лет от Земли. Ее красное смещение оказалось равным 8,5549, и мы видим ее такой, какой она была примерно 600 миллионов лет назад.

Авторы статьи, Ричард Боуэнс (Rychard Bouwens) из университета Калифорнии в Санта-Крус и его коллеги изучали снимки, полученные "Хабблом" с помощью обзорной камеры WFC3 (Wide Field Camera). С помощью ряда косвенных методов определили, что у галактики UDFj-39546284 красное смещение может составлять 10,3. Это означает, что эта галактика находится в 13,2 миллиарда световых лет от нашей планеты.

"Мы вернулись назад во времени, подошли очень близко к первым галактикам, которые, как мы полагаем, сформировались примерно через 200-300 миллионов лет после Большого взрыва", - говорит один из авторов работы Гарт Иллингворт (Garth Illingworth).

Эта рекордно далекая галактика отличалась относительно низкой скоростью звездообразования. Сопоставление данных о ней с информацией о других относительно более близких и более "старых" галактиках, показало, что скорость звездообразования в галактиках всего лишь за 170 миллионов лет выросла в десять раз.

"Это потрясающий рост за период, который составляет лишь 1% от нынешнего возраста Вселенной", - говорит Иллингворт.

По мнению ученых, эти данные соответствуют иерархической картине формирования галактик, согласно которой галактики растут и сливаются под действием гравитации темной материи. Найденная учеными галактика значительно меньше и легче, чем современные спиральные галактики. Так, наша Галактика примерно в 100 раз более массивна.

Астрофизик Сергей Попов из Астрономического института имени Штернберга, комментируя это исследование, сказал, что эти данные еще не получили окончательного подтверждения.

"Пока красное смещение не измерено с помощью спектроскопических методов, она остается всего лишь кандидатом, хотя и хорошим кандидатом", - сказал собеседник агентства.

Он отметил, что измерение красных смещений для таких далеких галактик представляет собой сложную задачу.