Кстати, в понедельник «Свободы слова» на ICTV
уже ушла на каникулы, потому «Час» оказался едва ли не единственной возможностью высказаться в прямом эфире всем желающим.
Первыми гостями программы стали народные депутаты – «регионал» Владимир Олийнык и нунсовец Тарас Стецькив, который был сегодня в зале суда.
В самом начале ведущий Роман Чайка пересказал историю задержания экс-министра и предложил гостей высказаться.
“Но мы же не знаем подробностей дела. Что тут обсуждать?”, - Олийнык первым в вечернем эфире произнес эту реплику. Как окажется позднее, этот тезис – официальная линия “регионалов”.
“Да, у нас не судебный процес, но мы можем попытаться разобраться”, - пытался развить тему ведущий. – “Могли Луценко арестовать
, а не по тому, которому ему предъявляли ранее обвинения?”
“Следователи имели такое право”, - предположил бывший судья Олийнык.
Тут же показали кадры из самого суда.
“Это не суд, а дешевый водевиль!” – сказал Стецькив и попытался аргументировать свое утверждение: “1 ноября суд отменил политреформу”, - начал издалека он. – “Президент получил право назначать
генпрокурора. Через 10 дней против Луценко возбудили дело. Через месяц, 13-го, за день до дня рождения заявили, что он обвиняемый, а с 13-го декабря пришло 8 повесток, по 6-ти он явился. Но этого
показалось мало и его арестовали”.
Стецькив сообщил, что следователь назвал два обстоятельства для ареста: что Луценко не знакомился дело и что он раздавал интервью СМИ.
“Интервью – повод для ареста”, - удивился ведущий.
Олийнык снова заявил, что ничего не слышал и не знает, а по тому комментировать не может.
“Но Луценко же сообщил, по каким делам его обвиняют”, - напомнил ведущий.
“Откуда мы знаем, по какому делу его задержали? Он говорит, что по делу Ющенко – а окажется по другому”, - парировал Олийнык.
“А есть другие?”, - удивился ведущий.
“Есть информация”, - уточнил Олийнык.
Далее показали видеозапись с Луценко и его адвокатом, в которых они приводят аргументы неправомерности задержания.
“Они достаточные, чтобы считать дело предубежденное?”, - спросил Чайка.
“Мы услышали одну сторону”, - напоминал Олийнык.
“А почему молчит следователь? Почему молчит ГПУ?”, - спросил Стецькив.
“Ну следствие продолжается же”, - ответил Олийнык.
“Но Луценко-то уже сидит! Это банальная политрасправа!”, - резюмировал Стецькив.
Дальше, защищая Луценко, Стецькив прибегнул к довольно сомнительному аргументу.
“Они обвиняют его в том, что он не знакомился с материалами дела! Но, во-первых, это следователь должен сделать график. Во-вторых, Луценко читал по 150 страниц в день. Это медленно, потому что он –
человек не имеющий юридического образования”, - сказал депутат, не уточнив, не сказывалось ли отстутствие юробразование не управлении МВД.
На связь с Крещатика вышел журналист Станислав Речинский, которого попросили прокомментировать законность участия бойцов “Альфы”.
Речинский сообщил, что такая возможность существует, но оснований для их участия в задержании Луценко он не видит.
Олийнык поправил: “Следователь мог привлечь “Альфу”. А законно-не законно – это можно оспорить в суде”.
“Наверное исходили из статуса Луценко”, - предположил он.
После перерыва в студии сменились гости – вместо депутатов пришли политологи Кость Бондаренко и Владимир Фесенко. С ними ведущий говорил на более общие темы.
“Что происходит? С чем связана такая активность ГПУ”, спросил Чайка.
“Вона працює”, - пошутил Бондаренко.
А Фесенко предположил, что тенденция по активизации правоохранительных органов – это инстинкт охотника, который появляется в разгар преследования.
Далее политологи послушали цитату депутата Святослава Олийныка и поговорили о том, почему люди мало доверяют правоохранительной системе. А также сошлись на том, что народ возмущаться из-за ареста
экс-главы МВД не будет.
“Будет молчаливое наблюдение”, - резюмировал Фесенко.
“А нет ли случайно подоплеки в арестах чиновников”, - Чайка зачитал табличку, согласно которой аресты и допросы по времени совпадали с годовщинами каких-то событий или семейными юбилеями.
“Это означает, что у людей есть календарь памятних дат”, - снова пошутил Бондаренко.
В последней части программы присутствовали депутаты Юрий Грымчак, Вадим Колесниченко и экс-посол в США Юрий Щербак.
Нунсовец отметил правовой нигизим ГПУ и повторил ряд публичных тезисов, которые применяются сторонниками Луценко в его защиту.
“Луценко в этом деле является обвиняемым, который знакомиться с материалами дела, а потому ему нельзя менять меру пресечения. В этом ГПУ проявила нигилизм”, - сказал он.
Далее он повторил тезис о “святости” Луценко, который нунсовцы уже озвучивали в СМИ: “Раз на него “накопали” только 40 тыс нарушений – то он святой на фоне всех воров во власти”.
Тут же Грымчаку пришлось давать объяснения по поводу
, в котором тот заявил, что Луценко планировал просить убежища за границей.
“Конечно, кто-то мог обмолвиться, ведь все знают, что у нас нет правосудия. Но сам Луценко никогда этого не планировал”, - защищал экс-министра депутат.
“У вас есть план действий”, - спросила ведущая.
“Есть. Например, завтра мы пойдем к омбудсмену Карпачевой. А то она давно что-то ничего не говорила о нарушениях”, - сообщил депутат.
“Завтра я обращусь к генпрокурору, чтобы привлечь к ответственности прокурора, который давал это представление, а также открыть уголовное дело против судьи, которая принимала это решение”, -
он.
Юрий Щербак во время включения успел вразить уважение генералу Ярузельскому, который воспользовался переворотом в 1981 году и посадил не только профсоюзных деятелей, но и коррупмированную
партэлиту.
Таким образом, экс-посол намекал, что власти нужно посадить кого-то своего, чтобы не допустить народного гнева.
Самый последний гость программы – Вадим Колесниченко – словно резюмировал позицию власти. В частности, он снова подчеркнул, что никто не знает, по какому делу арестовали Луценко. Мол, все решит суд.
Таким образом, он повторил тезис Олийныка.
«Что, это такое громкое дело? Кто такой Луценко? Генеральный секретарь?... У нас много бывших министров», -
Колесниченко.
По его словам, уголовное дело порушено в отношении многих чиновников, в том числе из Кабмина Азарова, но из-за этого не поднимают лишнего шума.
«Мы же не делаем переполох по задержанию всех чиновников, которые попали на скамью подсудимых. В том числе и заместителя министра из нашего правительства. Каждый должен отвечать за свои дела», -
сказал регионал. Колесниченко подчеркнул, что делом Луценко должен заниматься исключительно суд, и в нем нет политической подоплеки, так как у власти другие заботы.