ГлавнаяПолитика

"Прямим текстом": Если завтра гражданская война

Гвоздем передачи "Прямым текстом", которая выходит на львовском телеканале ZIK стало участие представителей партий "Свобода", победившей на выборах в львовский горсовет и "Родина", взявшей второе место в одесском горсовете.

"Прямим текстом": Если завтра гражданская война

Эти политсилы находятся на разных полюсах политического спектра, а потому лучше всего подходили для обсуждения темы передачи: "Не являються ли итоги местных выборов иллюстрацией реального раскола страны?"

Ведущий Остап Дроздов начал с констатации раскола и представил «Родину» как украинофобскую политсилу. Ее представитель Леван Самхарадзе тут же попросил его извиниться. Ведущий пообещал сделать это в конце передачи. Мол, мало ли что вы еще скажете за полтора часа.

Ведущий поинтересовался мнением гостя из Одессы касательно итогов выборов.

«Я не могу критиковать выбор людей. Многие годы они доверяли Ющенко, затем Тимошенко. Сейчас у них нет альтернативы. Следствием этого и является результат партии Тягнибока», - ответил Самхарадзе.

Он отметил, что «Родина» не приемлет национализм и будет в Одессе с ним бороться.

«А здесь – это ваш выбор», - сказал он.

«Тогда будьте готовы, что мы с вашими тут сделаем то же», - предупредил представитель «Свободы» и экс-кандидат на должность мэра Львова Юрий Михальчишин.

О своей политсиле он говорил фронтовыми терминами: «Победа «Свободы» - это закономерность. Ведь мы не только прошли в советы в Галичине, мы перешли Збруч, мы форсировали Днепр, мы едва не перодолели избирательный порог в Харькове. Таким образом, мы победили в Львове, Киеве и Харькове – в трех столицах».

«А как тогда пояснить результат ПР, которая набрала голоса равномерно - и на Западе, а «Свобода» на Востоке нет», - спросил ведущий.

«Ничего сенсационного. Раньше так голосовали за коммунистов, а теперь просто переориентировались на сильнейшего», - пояснил Михальчишин.



«Радикальные взгляды избирателей вызваны тем, что они разочаровались. Им обещали улучшение жизни, а получилось наоборот», - начал представитель ПР Игорь Сокирко, и казалось, что он критикует свою же партию. – «Но пришла ПР, и кому-то стало неудобно. А ПР может поднять экономику, создать рабочие места…»

С позиций умеренного национал-демократа, как и положено, выступал руховец и экс-глава Минрегионстроя Василий Куйбида: «Я не считаю правильным делить Украину на Запад и Восток. Это географические понятия. Галичане всегда мыслили себя в рамках едино государства. А деление Украины - это задача наших недоброжелателей».

«Но на Востоке голосуют за ПР, за «Родину», за КПУ. Это другие ценности и взгляды. Именно это я имел в виду под «разделом». Вас это устраивает?», - уточнил ведущий.

Куйбида снова попытался увести разговор от заявленной темы и попытался сбить агрессивный настрой «свободовца»: «Я не думаю, что надо еще кому-то мстить».

«А вам студент Чайка знаком? Известно кто его убил…», - грозно произнес Михальчишин.

Тут Куйбида обратил внимание на «Родину».«Я перед программой пересмотрел сайты и понял, что называть ее украинской партией – это надо быть глупым или неискренним. Лидер партии Марков заявлял, что украинский язык придуман для развала страны…», - роптал руховец.

«Мы не говорим, что украинского языка нет или он не нужен! Но половина граждан говорит на русском, и их надо уважать», - ответил Самхарадзе.

Далее он решил разъяснить ситуацию со студентом: «Чайка был одним из футбольных фанатов… На них в Одессе строится националистическая пропаганда - они поделились на нацистов и антифашистов. Была драка, в которой его ударили ножом. А потом началась истерия – это приписали нам, Ющенко дал поручение с нами разобраться…»

«Плохо разобрались», - угрюмо сказал Михальчишин.

«Но СБУ не нашло никаких фактов», - возразил Леван.

«Вы нас не любите…», - вдруг сказал Михальчишин.

«Я люблю эту страну. У меня бабушка украинка, я тут родился», - удивился одессит.

«При чем тут бабушка! Вы сказали, что вы не любите нас, националистов», - ответил львовянин.

«Националисты и украинцы – это не то же самое», - заметил ведущий.

А Куйбида зачитал статистику, согласно которой в Одессе большинство населения – украинцы.

«А почему они не говорят на украинском?», - спросил ведущий. Куйбида заметил, что говорят. Но при этом статистику уже не приводил.

«Слухи о расколе преувеличены», - вмешался в разговор представитель «Опоры», наблюдавшей за выборами, Александр Неберикут. «Все равно – ведь в Одессе за «Свободу» бы не проголосовали», - развивал тем передачи ведущий.

«Все эти разговоры о победе на выборах от того, что ком-то выгодно показать себя доминирующей силой», - сказал Неберикут и предложил проанализировать итоги выборов.

В его интерпретации и «Свобода», и «Родина» - это всего лишь партии набравшие определенный результат у себя в областях, в то время как есть несколько сил, получивших солидное представительство за счет мажоритарщиков.

«Свободу» и «Родину» объединяет то, что за них проголосоваломеньшинство. Есть правило срединного избирателя. Согласно нему, наибольшееколичество голосов собирает наиболее умеренный. Партия регионов может занятьэту нишу, если «Родина» и «Свобода» будут дальше вести радикальную стратегию. Втаком случае они далеко не уйдут», - сказал Неберикут.

«Но берем карту, смотрим итоги выборов и что видим?», - не унимался ведущий.

«У нас нет аргумента в пользу федерации. В России есть дляэтого объективные условия, а мы – автохтоны. А если на какой-то территории нехотят говорить на украинском, то это не повод, чтобы отдавать эти земли. Есликто-то хочет другое государство – вперед», - сказал Куйбида.

«Но ведь за границей есть масса примеров федеративного сосуществования»,- отметил Леван.

«Вопрос к Левану. Что ваша родина?», - внезапно спросилведущий.

«Это Украина», - ответил одессит.

«Но без украинцев», - добавил Куйбида.

«Почему?», - удивился Леван. – «Я тут живу, моя семья жила имы собираемся жить здесь дальше. А федерация – это предложение к рассмотрению».

«В Бельгии похожая ситуация на нашу, но там две нации. Еслимы делаем федерацию, то должны признать, что у нас несколько наций – украинцы, малороссы,советские люди», - подхватил федеральную тему Михальчишин.

«Но они ведь есть», - сказал ведущий.

«Примирить их в рамках одного государства – нельзя. Прогнозпростой – через три-четыре года начнется гражданская война. Чтобы выжить, еенужно выиграть», - сказал «свободовец» и эти слова вскоре разойдутся по всему интернету.

«Ваш отец – известный шахматист. Он до сих пор работает в Словакии?», - Леван обратился к оппоненту из «Свободы».

«Сейчас – в Турции», - ответил тот.

«Почему не тренирует украинцев?», - спросил Леван.

«Потому что государству его деятельность была не интересна», - пояснил Михальчишин и рассказал, как в 1992 году шахматисты ездили по миру за свой счет.

«Вот может сейчас, и пригласите его назад, после победы?», - предложил Самхарадзе.

Тот в целом согласился с такой идеей.

«Я был в Одессе 3-4 раза и чувствовал себя, как за границей. Нет украинских газет, эфиров», - ведущий твердо стоял на позиции заявленной темы.

«Да что вы такое говорите! Даже наш канала АТВ делал украинские эфиры, газеты есть», - оправдывался Леван.

«Урядовий курьер», - сиронизировал Михальчишин.

«Зачем вы сталкиваете лбами две области? На пляже все себя чувствуют, как дома», - парировал Леван.

«А попробуй там поживи…», - ответил ведущий. – «Пока западная Украина будет в составе государства, до тех пор будут подниматься вопросы УПА, Бандеры…»

«Так что по федерализации?», - подводил итоги передачи Остап Дроздов.

«Это – выход», - был лаконичным Леван.

«Как только начнет расти благосостояние, то эти вопросы сойдут», - выразил убеждение регионал.

«Все зависит от того, где находится ПР. В оппозиции – так говорят о федерализме, а как только у власти – сразу о нем забыли», - позлорадствовал Михальчишин.

«Ну вот полтора часа пообщались и что?», - задался вопросом ведущий. – «Разве Леван уедет с мыслью, что Бандера – герой?».

«Зато он признал, что нас не любит. За это спасибо», - сказал Михальчишин.

«Вас тоже есть за что благодарить», - улыбнулся Самхарадзе.

«Вы увидели в нем врага?», - спросил ведущий у львовян.

«Леван, я не критикую вас как личность, но взгляды», - сказал Куйбида.

«Вот потому вы и проиграли – вы были мягкотелы», - заметил Михальчишин. – «Украина – неизлечимо больна. Хромает архитектура госаппарата. Украинской власти нет. Реакция понятная - украинцы требуют потрясений для спасения. Украину ждет революция – социальная и национальная. Мы готовы такую революцию возглавить».

«К вам едет революция», - сказал одесситу ведущий.

«А мы щит поставим», - улыбнулся Самхарадзе.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram