ГлавнаяПолитика

Внутривидовая борьба

«Натянуть одеяло на голый зад: на одну часть натянешь – другая голая», - малоизвестный (март 2007-го, Одесса), но яркий перл от Виктора Федоровича, как нельзя лучше иллюстрирующий нынешнее состояние дел в правящей коалиции.

Внутривидовая борьба
Фото: silnaukraina.com

Ликвидировав «прорыв» на левом фланге – кадровом, регионалы устремились решать проблемы на правом – ублажать прежних партнеров по коалиции, да привлекать новых. Швы, тем временем, затрещали по центру – на законодательном поле, грозя внести сумятицу в ряды однопартийцев на местах. В результате, партия власти пришла к тому, с чего начинала: необходимости собирать конституционное большинство, отменять политреформу, зачищать конкурентное поле на местах.

Конституция старая – полномочия новые

Задача расширения полномочий для президента Януковича по-прежнему актуальна. Не потому, что ему мало имеющихся рычагов влияния – легализация статус-кво нужна для достижения высшей цели – воспроизведения себя во власти. Для борьбы за второй срок, проще говоря. Поскольку профильный закон, с принятием которого отмену политреформы можно было б вынести на референдум, отложен до осени, нормальные герои пошли в обход. Конкретно – в Конституционный суд. Герои – 252 подписанта от ПР, большинство которых вообще не знали, за что подписывались. Самый нормальный герой, он же – куратор отмены политреформы от ПР, глава Минюста Александр Лавринович остался пока за кулисами. Опрошенные «Lb.ua» эксперты не сомневаются: ответ КСУ будет положительный. Иной вопрос – что с ним потом делать. Кучме КСУ на третий срок баллотироваться тоже позволил, да вот Леонид Данилович возможностью не воспользовался. Виктор Федорович, может, тоже не воспользуется, но главное, чтоб она у него была.

Философские споры на тему: «закон обратной силы не имеет» и «что делать с актами, проголосованными «в пакете» с политрефомой», регионалы предпочитают не затевать. О том, чем чревато создание подобного прецедента – тоже.

Однако, и без редактирования Основного закона, полномочий у гаранта прибавляется день ото дня. Последнее «пополнение» - возможность издавать указы – на выполнение решений СНБО, обязательные для выполнения всеми органами власти (в том числе – Кабмином, в независимости от того, кто его возглавляет) по значительно более широкому спектру вопросов, чем прежде. В том числе – по вопросам, не входящим напрямую в сферу его компетенции – экономическим, инвестиционной политики, ЖКХ, например. Иными словами, если Ющенко не мог обязать Тимошенко выполнить то, что она не хочет, даже заручившись решением СНБО, Янукович – может. За что должен сказать спасибо закону «Об основах внутренней и внешней политики» (№6451), поправке №407 (авторства Писаренко).

Фото: Макс Левин

Вето во благо

Что касается регионалов, куда больше их тревожит необходимость внесения правок в... свежепринятый закон о местных выборах. Ибо принят он так, что провести по нему кампанию возможным не представляется. ЦИК уже набирает в легкие воздух, дабы заявить об этом погромче.

Невозможно, хотя б – в силу противоречия ряда элементарных норм. Как то, к примеру: нормы о соответствии численности местного совета численности населения, проживающего на данной территории правилам проведения выборов по смешанной – пропорционально-мажоритарной системе (поправки к ст.16 закона). Теоретически, выкрутиться из ситуации можно – приняв соответствующие правки. Практически для этого необходимо собирать внеочередную сессию и, если «зацепят» одну норму, неизбежно всплывут другие спорные – возникнет желание «перешерстить» документ целиком, что грозит срывом избирательного процесса как такового.

Поводом для «чрезвычайки» может, конечно, стать и вето Президента, которое - вопреки ряду антиконституционных норм, содержащихся в законе, представляется маловероятным. Хотелось бы посмотреть, как Виктор Федорович ветирует закон, который его депутаты принимали с таким усердием – незадолго до полуночи выходного дня.

При том, что получился он действительно весьма неоднозначным.

И дело даже не в подлом маневре Литвина, настоявшего на сохранении нормы о недопуске к выборам партийных ячеек, зарегистрированных после 31-го октября 2009-го года. Это лишь вершина айсберга.

Мотив Владимира Михайловича очевиден: «новички» (в лице Тигипко, Яценюка, Кириленко, Гриценко и т.д.) - его главные конкуренты. Издеваясь над братьями меньшими, якобы «купившими» свои политсилы, спикер не скрывает садистского удовольствия: будто не он трижды (!) проводил ребрендинг собственного объединения в канун выборов 2006-го.

Пропустив ближайшую кампанию, до следующей «новички» рискуют растерять электоральные симпатии. Ослабив их сейчас, Литвин надеется если не укрепить позиции своей потускневшей «золотой акции», по крайней мере пролонгировать ее действие.

Подстегивая, таким образом, собирателя коалиционных душ, Андрея Клюева, к более активным действиям по наращиванию численности большинства. Так, чтобы ни от литвиновцев, ни от коммунистов ПР не зависеть (что априори невозможно до тех пор, пока Литвин с Мартынюком царствуют в президиуме). Только и КПУ с БЛ не лыком шиты, что убедительно подтверждает неназначение Балоги. Неназначение, иллюстрирующее отсутствие монолитности в коалиции. Ибо снять Шуфрича коалиции сил хватило, назначить ему сменщика – нет. И не хватит еще минимум полтора месяца, до осени. Если, конечно, для решения кадровых вопросов не соберут специальную сессию.

Фото: Макс Левин

Кандидаты на выход и вход

Если соберут – одной кадровой ротацией не ограничатся.

Следующей «жертвой» вполне может стать Сергей Тигипко. Тучи над его головой уже сгустились, а из Кабмина путь в оппозицию ему был предначертан изначально. Для лидера «СУ» важно не столько самому уйти, сколько – чтоб его «ушли». Причем желательно ближе к осени, к выборам – за обиженных голосуют охотнее. Кроме того, скинув чиновничье бремя, он сможет активнее заняться избирательной кампанией. В противном случае – и выборы пропустит и из Кабмина, в конечном счете, вылетит.

Для того, чтоб его «ушли», Тигипко уже сегодня, можно сказать, прилагает определенные усилия – постепенно нагнетает ситуацию.

Как иначе объяснить то, что лайт-боксы с призывом вступать в «СУ» заполонили Киев аккурат накануне юбилея Лидера? Или – подготовленное (да, в «эфир», правда, так и не вышедшее) заявление вице-премьера о том, что Азаров сдал Шуфрича в угоду конъюнктуре?

Фото: silnaukraina.сom

Еще один претендент «на вылет» - глава МВД Могилев. Не потому, что он, за короткое время, успел побить все рекорды одиозности. Потому, что его место приглянулось представителям группы РУЭ, желающим видеть в кресле главного милиционера … столичного губернатора Присяжнюка (считающего ставленником группы еще со времен работы в СБУ). Их мотив - замкнуть на себе контроль над ключевыми силовыми ведомствами – СБУ и МВД.

Если рокировка удастся, Левочкину-Бойко можно будет поставить двойной жирный «зачет», ведь тогда наиболее вероятным кандидатом на пост губернатора Киевщины окажется глава столичного облсовета Качный (им не чуждый).

Битва за место

Вернемся, впрочем, к «минам», заложенным в закон о местных выборах. «Норма имени Литвина», как было сказано, «цветочки». Ягодки – поправка №615 от Александра Ефремова, предписывающая формировать партийные списки местным организациям, запрещая вышестоящим парторганизациям вмешиваться в процесс формирования, тем более – отменять его результаты.

Предполагается, данная норма доставит немало хлопот «Батьківщине», чьи позиции, в последнее время, значительно ослабли. Причем ослабли не столько из-за проигрыша Тимошенко, сколько – из-за невразумительной кадровой политики БЮТ: предводители «сердечных» на местах часто обладают не рейтингом, а антирейтингом.

Понятно, сильный список такие «лидеры» сформировать не в состоянии – люди к ним просто не пойдут. Те, кто пойдет – своим присутствием очернит БЮТ еще больше.

И Туровская ничего не сможет с этим поделать.

Точнее – сможет, но кулуарно – до принятия официального решения, после – нет, практика отменны съездом решений местных партконференций останется в прошлом. Как и практика распределения квот из Киева.

Забавно, только эта новелла наверняка сыграет злую шутку с самими бело-голубыми, у которых на местах тоже не все гладко.

Ситуация, типичная буквально для каждого второго региона: нынешний горсовет мечтает переизбраться вновь, а их потенциальные сменщики уже делают цветные фотографии для «корочки» мандата. При этом все они принадлежат к одной партии – партии власти. И все должны как-то уместиться в проходную часть одного списка, комплектующегося тут же – на месте событий. Пояснять, какое между ними развернется (точнее уже разворачивается) противостояние и как оно скажется на репутации ПР в целом, излишне.

Здесь особо показателен пример Харькова, где тандем Добкина-Кернеса всерьез озабочен намерением Александра Ярославского баллотироваться в мэры. Намерением истинным ли, фиктивным – он еще сам не определился. В случае, если окажется истинным, догадайтесь с трех раз: откажется ли ПР выдвинуть беспартийного Ярославского по своей квоте (при том, что негласное благословение на выдвижение уже получил Кернес)? Чью сторону в конфликте примет группа Ахметова-Колесникова, чью – Клюева, чью – Левочкина?

То-то же. Развязка сей забавной истории (обусловившей невиданные, как для непубличного прежде олигарха, пиар-активности Ярославского) наступит в ближайшее время. Причина же ее кроется вовсе не во внезапно взыгравших амбициях – в бизнес-конфликте. Точнее – в земельном. По свидетельствам источников, участки под масштабные застройки город (читай: Добкин с Кернесом) выделял Ярославскому по одной цене, потом неожиданно передумал, взвинтив «земельный коэффициент» до запредельных высот. Настолько запредельных, что Ярославский даже якобы выразил готовность от этих участков отказаться.

Рефери мог бы стать Виктор Федорович, с которым Александр Владиленович ситуацию обсуждал. Но Лидер – как всегда, впрочем – предпочел не вмешиваться. Его молчание было воспринято как молчаливое согласие, и Ярославский пошел в атаку. Пока – информационную. Причем на фронте не только внутри, но и внешнеполитическом. Особо опасном для харьковских властей с точки зрения подготовки к Евро-2012.

***

Насчет одеяла Янукович был, в принципе, прав. Не учел лишь одного: разницы между одеялом лоскутным и цельнокроеным. Три года тому назад, фантазируя насчет голого зада, он, очевидно, имел ввиду лоскутное. Простая, как все гениальное, мысль воспользоваться цельнокроеным, не настигла его до сих пор.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram