Главная, но давно ожидаемая новация – это смешанная система избрания депутатов. 50% – по партийным спискам, еще 50% – по мажоритарным округам (для сел и поселков – 100%-ная «мажоритарка»). Новация №2 – запрет на участие в местных выборах для партийных блоков. Новация №3 – запрет «самовыдвижения» для кандидатов в мэры городов. Плюс – исключительно партийное (!) выдвижение всех (!) депутатов (даже «мажоритарщиков») от райсовета до крымского парламента.
Самовыдвигаться можно будет только в селах и поселках городского типа. Иными словами – если вас не выдвинет та или иная партия – вы не сможете побороться даже за мажоритарный мандат в своем райсовете. И никакие «собрания граждан» или общественных организаций и движений вам не помогут.
Последний пункт тут же раскритиковали «беспартийные» мэры. Так возмутился городской голова Львова Андрей Садовый: «Мэр должен служить громаде, которая его избрала, а не партии». На что «главный по кнопкам» Михаил Чечетов парировал: «А чьи права это ограничивает? У нас же 180 партий в стране!». Мол, какую хочешь, такую и выбирай. Весьма убедительно, в «региональном» стиле. Вот только есть несколько нюансов.
Не будем трогать вопрос мэров, начнем с обычного районного совета, решающего не какие-то иллюзорные политические, а весьма конкретные хозяйственные вопросы. Почему в него не может войти местный активист, проживающий в вашем подъезде и пользующийся поддержкой всех окружающих соседей? Почему, как и раньше, ему нужно будет падать в ноги местному давно скомпрометировавшему себя партийному «вождю»? Ведь самовыдвижения, выдвижения от местной громады или организации для этого человека больше не существует.
Фото: Макс Левин
Или вот предложения оппозиции об открытости списков по одномандатному округу. Несмотря на все заверения Михаила Чечетова, это предложение в «авторский» документ Александра Ефремова так и не вошло. Списки снова будут закрытыми. Избирательные грабли «аля-Лозинский» рискуют быть законодательно закреплены и на местных выборах.
Да что там о Верховной Раде! Чтобы увидеть результат «закрытости списков» на местах, достаточно взглянуть хотя бы на перечень депутатов блока «космического мэра» в Киевсовете, куда благополучно попали чуть ли не все родственники и друзья «по бизнесу» «глубокоуважаемого» Леонида Михайловича. Или посмотреть на список не прошедшего в парламент осенью 2007-го Блока Лазаренко, в первой пятерке которого оказались и брат осужденного премьера Иван Лазаренко, и сын Павла Ивановича Александр. В парламент эта веселая компания, правда, не прошла, зато смогла неплохо закрепиться в Днепропетровском областном совете. А в Днепропетровском горсовете член списка Блока Лазаренко одиозный Загид Краснов даже возглавлял тамошнее большинство.
Пока же парламентскую «элиту» интересуют исключительно свои, шкурные вопросы. Лидер коммунистов Петр Симоненко – против 50%-ной «мажоритарки». Ведь в таком случае половину «коммунистических» мест в местных советах, вероятно, «съедят» его «бело-синие» партнеры по коалиции…
Так что парламентская борьба «за места на местах» будет весьма горячей. Вот только кто бы в ней ни победил, а «регионально-местные» права беспартийных украинцев вряд ли будут учтены. Как там говорит Михаил Чечетов? «У нас же 180 партий в стране!» Выбирай любую!
Вот только почему-то ни одна не люба…