Соответствующий проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов» зарегистрирован в ВР.
В частности законопроектом предусматривается, что не признаются и не исполняются в Украине решения иностранного суда, иностранного арбитража и других компетентных органов иностранных государств, если по закону Украины «О международном частном праве» содержание правочина регулируется исключительно правом Украины и/или если дело с иностранным элементом подпадает под исключительную подсудность судам Украины.
В соответствии с законопроектом, защита права собственности и других вещевых прав, которые находятся в государственной собственности Украины или коммунальной собственности ее территориальных общин или в собственности лиц осуществляется по праву Украины. К обязательствам Украины как государства, его территориальной общины или лица применяется исключительно право Украины, если другое не определено международным договором Украины или договором по управлению государственным долгом Украины или валютным резервом Украины. Предусмотрено, что подсудность судам Украины являются исключительными по таким делам с иностранным элементом, если спор связан с недвижимым имуществом, расположенным в Украине; движимым имуществом, которое находится во владении, распоряжении или пользовании лиц, правом интеллектуальной (в том числе промышленной) собственности, которое требует по закону в Украине регистрации (выдачи лицензии, свидетельства, патента) в Украине; регистрацией или ликвидацией в Украине иностранных юридических и физических лиц-предпринимателей, равно как относительно уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей), установленных законами Украины и тому подобное.
В соответствии с законопроектом, не признаются и не выполняются в Украине решения иностранного суда, иностранного арбитража и других компетентных органов иностранных государств, если по закону этим содержание правочина регулируется исключительно правом Украины и/или если дело с иностранным элементом подпадает под исключительную подсудность судам Украины.
Если в результате такого решения иностранного суда, иностранного арбитража и других компетентных органов иностранных государств совершается арест, конфискация или любое другое ограничение прав собственности на актив, который находится за пределами Украины и принадлежит Украине как государству, его территориальной общине или лицу, которое находится в государственной собственности Украины или коммунальной собственности ее территориальных общин, и применяется адекватное и немедленное совершение ареста, конфискация или другое ограничение прав собственности на актив, надлежащий стране суда и/или стране, в которой находится такой актив Украины, и/или на актив, который принадлежит истцу (истцам) и находится в Украине.
Автор законопроекта Терехин обосновал необходимость принятия законопроекта тем, что в последнее время значительно увеличились случаи использования норм иностранного права в спорах между иностранным лицом и Украиной как государством, его территориальной общиной или лицом, которое находится в государственной или коммунальной собственности.
“Это приводит к нарушению юридического и экономического суверенитета государства, если стороной спора с участием государства или территориальной общины является иностранный элемент. Наиболее одиозными примерами является решение международных арбитражей по иску компаний “VANCO PRYKERCHІNSKA” (Виргинские острова) и «ROSUKRENERGO» (Швейцарская Конфедерация)”, - отметил народный депутат.