ГлавнаяПолитика

Игры Больших Братьев

В предыдущем номере «Левого берега» в статье «Королевский пасьянс» Институт Горшенина публиковал анализ украинского политического пространства, основных тенденций, особенностей и противоречий нынешней украинской политической ситуации. Сегодня Институт Горшенина предлагает вашему вниманию резюме аналитической сессии, предметом которой был современный внешнеполитический контур Украины.

Игры Больших Братьев
Фото: EPA/UPG

Большой Брат Украины №1, по крайней мере, на данном историческом этапе – это, безусловно, Россия. В минувшие сто дней отношения украинской новой власти с российским политическим руководством выглядели как сериал, жанр которого каждый зритель определяет по-своему. Для одних это романтическая мелодрама с непременным хеппи-эндом в перспективе, для других – экономический боевик с алчными российскими госмонополиями в главных ролях, для третьих – геополитический триллер, где на первом плане – Теория Заговора и непременные серые кардиналы в каждом углу. В любом случае, к интенсификации украинско-российских отношений трудно, почти невозможно относиться безоценочно: даже всевозможные аналитики-политологи позволяют себе эмоционально окрашенные комментарии, что уж о простом народе говорить. Простой народ по обе стороны российско-украинской границы ждет с осени новых серий.

Не такая уж хитрая у России цель в отношении Украины и не так уж тщательно ее скрывает Кремль – уши торчат отовсюду. В приоритете – обеспечение стратегической зависимости Украины от России. И для достижения этой цели наступил, как сказали бы большевики, идеальный исторический момент. К тому же, вчерашняя демократическая Украина была демоном-искусителем для российской управляемой демократии, и с этим нужно было что-то делать.

Фото: Макс Левин

В отличие от Ющенко, которого Кремль никогда не рассматривал как субъекта переговорного процесса, Янукович распахнул широкие объятия, и события стали разворачиваться стремительно. Целый ряд процессов запущен, и их разворачивание обеспечено процедурным, дипломатическим и идеолого-политическим инструментарием. Втягивание Украины в российские экономические макропроекты в формате всесторонней кооперации в газотранспортной отрасли и в ядерной энергетике уже не выглядит полной фантастикой, как, к примеру, три года назад. В этой же логике принималось решение по Черноморскому флоту, и ровно в этой же логике рассматривается участие Украины во внешнеполитических инициативах России, в частности, в процессе реализации российской инициативы по коллективной европейской безопасности.

Фото: Макс Левин

Есть мнение, что вся эта интеграционная политика Кремля направлена на то, чтобы не допустить монопольного статуса Украины в вопросе транзита российского газа. С нашей точки зрения, такая редукция неправомерна: замысел не сводится к экономическим частностям и претендует быть полноценным историческим действием. В настоящее время Россия успешно и без какого бы то ни было интеллектуального сопротивления со стороны украинцев инсталлирует в Украине российскую политическую модель. Для чего? По сути своей Россия – имперское образование. Ее имперская сущность, независимо от геополитической конъюнктуры, всегда определяла modus operandi или способ действия российской власти. Да и в сознании рядового россиянина имперская модель является единственно возможной.

Несмотря на ситуативные разногласия между Путиным и Медведевым, существует безоговорочное единомыслие в вопросе сохранения и укрепления статуса России как мощного регионального лидера. Старые империи расширяли свои границы за счет поглощения и ассимиляции новых территорий. Строительство новой империи, которую некоторые российские интеллектуалы называют Русским Миром, имеет свою специфику. Помимо экспорта и инсталляции российской модели управления, по всем каналам производятся идеологическая и культурная интервенции. В рамках этого замысла Украина должна осознать себя частью Русского Мира. Сюда должны вернуться русская культура и российские исторические концепты, для чего необходимо отмодерировать историческое самосознание украинцев.

В реализации этого замысла новая украинская власть ассистирует России с подлинным воодушевлением и даже стремится предугадать пожелания Большого Брата №1 и ответить на еще не заданные вопросы. Ведь, обратите внимание, это не Россия педалирует решение вопроса по русскому языку, это не Кремль призывает к защите русскоязычного населения Украины – эти рефрены раздаются с украинской стороны. Эта неувядающая риторика чрезвычайно выгодна именно нашим политикам, поскольку пользуется спросом среди электората.

Нужны ли России смута и хаос в Украине? Напротив, у ближайшего соседа должны установиться порядок и стабильность. Будет ли Кремль выдавать своим вассалам корсарский патент на разграбление Украины? Нет, это упрощение. Россия будет действовать через государственный капитал, будет осуществлять масштабные маневры в банковском секторе. Здесь основными игроками выступают крупные субъекты – «Газпром» и Внешэкономбанк.

Тут есть один интересный момент. «Оранжевая» Украина, как это ни странно на первый взгляд, была очень мила и полезна России, но только в другом амплуа. России всегда нужен внешний враг. Постреволюционная Украина была ньюсмейкером на всех российских телеканалах. Теперь РФ придется создавать нового внешнего врага. Пока что эту роль исполняет Грузия, но – масштаб не тот. Кого Россия выберет на эту роль – время покажет.

США – вчерашний Большой Брат Украины №1. Понятно, что потепление отношений между США и Россией, во-первых, поспособствовало тому, что США «пожертвовали» Украиной в пользу РФ, отпустили Украину к другому барину, во-вторых – легитимизировало нынешнюю российско-украинскую политику в глазах мировой общественности настолько, что это выбило последние козыри из рук слабеющей украинской оппозиции. Теперь Юлия Тимошенко может сколько угодно говорить о попрании демократии, но главный ее мировой оплот, скорее всего, деликатно промолчит. Соединенные Штаты на сегодняшний день устраивает уровень демократии в Украине. Президент избран легитимно – это ли не признак народовластия?

Безусловно, по инерции США не выпускают нас из зоны своего влияния. Реагируя на то, что у двух украинских телеканалов отняли лицензии на вещание, Госдеп США публикует свое заявление, поскольку, согласно нормам, сделать это обязан. В начале июля в Украину ожидается визит Хиллари Клинтон – украинская власть относится к этому крайне серьезно, это для нее очень важный имиджевый момент. Встреча Януковича с Обамой подавалась как месседж не только украинскому избирателю, но и всей мировой общественности: Президент США принял новоизбранного украинского Президента. Признал. Благословил.

Фото: EPA/UPG

Но при этом в настоящее время у США в отношении Украины специальных целей нет. Есть, так сказать, рамочная политика. Существует рамка интересов США, в том числе в Восточной Европе, и Украина должна соблюдать приличия и из этой рамки не вываливаться. Есть определенные агенты влияния, к которым можно отнести и посла США в Украине, и американского политконсультанта Пола Манафорта, который курирует ПР и Януковича с 2005 года. В какой-то степени агентом влияния США можно считать МВФ. В любом случае, Украина вынуждена реагировать на сигналы со стороны США, по какому бы каналу они ни приходили.

Третий Брат – Евросоюз. Надо сказать, что сейчас Европе немного не до нас. Но так же, как и в примере с США, рамка по отношению к Украине у Европы, безусловно, существует. У Европы есть базовые интересы:

  • Украина должна оставаться в орбите влияния ЕС;
  • на восточных границах Евросоюза должны быть мир и покой;
  • Украине необходимо стараться и проявлять стремление войти в Евросоюз, и это позитивное напряжение со стороны Киева ослабевать не должно, поэтому Европа будет его поддерживать и стимулировать. В качестве средства стимуляции – переговорный процесс об ассоциативном членстве Украины в ЕС и о зоне свободной торговли.

Фото: www.president.gov.ua

Все довольны, и Янукович набирает свои политические баллы. Где-то вблизи маячит Дорожная карта по либерализации визового режима – это еще не шаг, а полшага, но эти полшага для общественного мнения в Украине чрезвычайно важны. Для ЕС же важно, чтобы мы оставались надежным транзитером газа и постепенно интегрировались в европейскую энергетическую политику. К примеру, европейский нефтегазовый консорциум, в который могут пригласить Украину, как раз и будет способствовать интеграции нашей ГТС и энергетического рынка Старого Света. Казалось бы, это может привести к проблемам в украинско-российских отношениях, но если вспомнить, что немецкие энергетические кампании E.ON Ruhrgas AG и Wintershall Holding AG являются акционерами «Газпрома», все может сложиться благополучно – по крайней мере, для Германии и России.

Если рассматривать современный мир как игру масштабных геополитических сценариев, можно заметить, что Украина попадает в орбиты сразу нескольких конкурирующих концепций очередной мировой переконфигурации. Вопрос только в том, как нам позиционировать себя в этой игре, не утратив собственную сущность и достоинство. Или шанс на самоопределение уже упущен?

Наталья ПриходькоНаталья Приходько, независимый журналист Института Горшенина
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram