Опасения скорого дефолта Венгрии в пятницу обвалили курс евро до самого низкого уровня с 4 апреля 2006 г. – 1,197 долл., что на 1,5% ниже закрытия четверга. Инвесторов напугало то, что Венгрия, получившая от ЕС и МВФ кредиты на 20 млрд. евро, развивается по сценарию Греции.
Представители нового венгерского правительства в пятницу заявили, что реальный дефицит бюджета страны вдвое больше предполагаемого – 7,5%, и пообещали до вторника представить экстренные экономические меры. Венгерский фондовый индекс HCPI отреагировал на эти новости падением на 4,8%, в течение дня теряя до 8,4%. Акции крупнейшего банка страны OTP упали сразу на 12%. Венгерский форинт снизился до годового минимума, котировки акций и госбондов показали рекордное падение с ноября 2008 года.
Впрочем, уже в субботу госсекретарь правительства Михай Варга отметил, что «любые сравнения Венгрии со странами, которые имеют более высокую стоимость страховых дефолтных облигаций, неправомерны». Дополнительный удар по евро нанес премьер-министр Франции Франсуа Фийон, в пятницу заявивший, что нет ничего плохого в том, что евро может упасть до паритета с долларом. После этого начались панические продажи, и евро пробил уровень 1,20 долл./евро.
Снижение евро затронуло и Украину. Безналичный курс евро потерял в пятницу 20 коп. – по данным системы Ukrdealing, торги на межбанке закрылись на уровне 9,54/9,546 грн/евро. Нацбанк понизил официальный курс евро на 7 июня с 9,72 грн. до 9,55 грн., а наличный рынок оценил евро в 9,55/9,77 грн. Такое снижение курса евро приводит к переоценке пассивов банков.
Председатель правления Индустриалбанка Леонид Гребинский считает, что евро будет колебаться до осени и только потом начнет расти. «Евро может оставаться слабым еще два-три года. Стержень Евросоюза – Германия, а ей выгодно падение курса евро, которое делает ее товары более конкурентоспособными. Заемщикам будет более выгодно брать и обслуживать долги в евро. Люди, имевшие сбережения в евро, попытаются продать валюту или потратить ее»,– говорит аналитик ИК Dragon Capital Олег Пронин. «Сильная валюта хороша для импортеров ЕС,– отмечает Гребинский,– а слабая – для экспортеров. Украинцам будет дешевле покупать товары и отдыхать в Европе». Следующий уровень, к которому стремится евро,– 1,18 долл./евро.