В том числе и металлургического. Об этом свидетельствуют ряд инвестиционных решений, которые руководство банка принимало за последние несколько лет. В частности основные средства, которые ВЭБ выделял с 2008 года российским компаниям, были использованы в двух направлениях: погашение долгов перед западными инвесторами и покупка активов за пределами России.
Активно помогать российскому бизнесу Внешэкономбанк, наблюдательный совет которого возглавляет премьер-министр России Владимир Путин, начал в разгар кризиса. В 2008-2009 годах банк выдал отечественным компаниям в качестве кредитов $11 млрд. Крупнейшими заемщиками ВЭБа во время кризиса выступили две горно-металлургические компании — «Евраз Групп» Романа Абрамовича и «РусАл» Олега Дерипаски. «РусАл» получил от госбанка $4,8 млрд, а «Евраз Групп» — $1,8 млрд. Эти деньги помогли компаниям выполнить свои кредитные обязательства, которые приходились на 2009 год.
Компании Абрамовича деньги нужны были нарефинансирование краткосрочных займов, взятых в западных банках на покупку иностранных активов.
По сути, как в случае с «Евразом», так и с «РусАлом» ВЭБ помог реструктуризировать компаниям долги, в которые они влезли, приобретая активы за рубежом. Сегодня же Внешэкономбанк помогает компаниям продолжить свою экспансию.
Еще один актив ВЭБ в Украине — Проминвестбанк. Российский госбанк стал собственником 75%+3 акции ПИБа в декабре 2008 года.
По мнению старшего аналитика инвесткомпании Astrum Investment Management Юрия Рыжкова, предоставляя государственные кредиты для рефинансирования долгов частных компаний, российское правительство прежде всего усиливает влияние на них. «Не исключено, что в определенный момент правительство или отдельные чиновники потребует долю в акционерном капитале таких компаний. Этот процесс идет в российской цветной металлургии, так может быть и в черной», — прогнозирует Рыжков.