Опрошено 1200 студентов высших учебных заведений в городах-миллиониках: Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Одессе и Львове.
По результатам исследования эксперты Института Горшенина сделали следующие выводы:
Большинство украинских студентов (72,1%) руководствуются при планировании своей жизни собственными возможностями – физическими, материальными, интеллектуальными. Около четверти опрошенных руководствуются возможностями своей семьи (29,3%) и реальной экономической ситуацией в государстве (23,8%), а каждый пятый респондент (19,7%) надеется на удачу, озарение. Реальной экономической ситуацией в государстве руководствуется при планировании своей жизни каждый шестой студент (15,1%) и почти такое же количество опрошенных (13,4%) руководствуются в этом вопросе мировыми тенденциями в сфере экономики, политики, информационных технологий. Другими критериями руководствуются 3,5% респондентов, а 9,2% - еще не задумывались над этим вопросом.
Более половины опрошенных студентов считают наиболее сложными для молодежи проблемами наркотическую зависимость (59,8%) и отсутствие возможностей для самореализации (55,2%). Нехватка средств для существования является трудной проблемой для 48,1% опрошенных, алкогольная зависимость – для 39,4%. Около трети респондентов (33,1%) считают тяжелой проблемой отсутствие работы и проблемы с трудоустройством, а 29,7% больше всего беспокоит отсутствие друзей. Менее четверти украинских студентов пугает материальная зависимость от взрослых (24,8%), насилие в семье (23,1%), депрессивное состояние (22,5%) и конфликты с родителями (21,3%). Стесненные жилищные условия являются сложной проблемой для 17,2% опрошенных, безответная любовь – для 12,4%, конфликты в коллективе – для 11,9% респондентов. Другие проблемы назвали 5,3% студентов, а 6,2% - затруднились определить наиболее тяжелые для молодежи проблемы.
Большая часть украинских студентов (62,2%) считает, что молодым людям невозможно самостоятельно разрешить проблему наркотической зависимости. Около половины опрошенных (47,3%) полагают, что такой проблемой является алкогольная зависимость, около четверти (25,5%) – насилие в семье. Проблему отсутствия работы и проблемы с трудоустройством невозможно разрешить самостоятельно по мнению каждого пятого респондента (19,7%), а каждый шестой считает такой проблемой нехватку средств для существования (15,9%), отсутствие возможностей для самореализации (15,8%) и депрессивное состояние (15,3%). Меньшее количество опрошенных назвали неразрешимыми для молодых людей такие проблемы как отсутствие друзей (14,7%), стесненные жилищные условия (13,4%) и конфликты в коллективе (12,1%). Считает, что проблему безответной любви молодежи невозможно разрешить самостоятельно, каждый десятый респондент (10,2%), 8,4% опрошенных назвали такой проблемой материальную зависимость от взрослых, а 7,0% - конфликты с родителями. Полагают, что молодые люди не способны самостоятельно решить другие свои проблемы 5,1% респондентов, а 7,9% - затруднились ответить на данный вопрос.
Для большинства студентов Украины (72,1%) наиболее значимой ценностью в трудовой сфере является высокий заработок. Более половины (56,7%) считают такой ценностью перспективы карьерного роста, 43,1% - дружный коллектив, 41,2% - возможность творческой самореализации. Более четверти опрошенных (28,6%) наиболее значимой ценностью в трудовой сфере считают работу по специальности, а каждый пятый (21,0%) – престижность труда. Свободный график работы имеет важное значение для 14,3% респондентов, а каждого десятого (10,1%) привлекает щадящий режим работы. Только 7,5% студентов заявили, что в работе для них важно нести «доброе, вечное». Другие ценности в трудовой сфере являются наиболее значимыми для 4,5% опрошенных, а 3,4% - затруднились ответить на данный вопрос.
Большая часть украинских студентов полагает, что для того, чтобы устроиться на хорошую работу, обязательны профессиональные знания (65,6%) и работоспособность (64,8%). Более половины респондентов (53,4%) считают обязательным для этого качеством инициативность, а 41,2% уверены, что нужен опыт работы. Каждый пятый опрошенный полагает, что для получения хорошей работы необходима приятная внешность (20,3%) и протекция (19,8%), а по мнению 11, 3%, для того, чтобы получить хорошую работу, нужно дать взятку. Ответ «другое» на этот вопрос дали 3,7% респондентов, а 3,3% - затруднились ответить на данный вопрос.
Более чем для половины украинских студентов (53,1%) определяющим фактором при выборе ВУЗа была престижность учебного заведения. Престижность специальности играла ключевую роль для 40,1% опрошенных, а для трети респондентов (35,5%) – востребованность специальности на рынке труда. Сильный преподавательский состав имел значение при выборе ВУЗа для 22,8% опрошенных, а каждого пятого респондента в первую очередь привлекали интересные учебные курсы (20,9%), наличие распределения на работу (19,3%) и возможность стажировок за границей (18,5%). Низкий уровень коррупции в ВУЗе имел значение для 14,4%, возможность научной деятельности – для 11,6%, присутствие военной кафедры для 8,2% студентов. Другими факторами руководствовались 2,7% опрошенных, а 3,6% - затруднились ответить на данный вопрос.
Подавляющее большинство украинских студентов (80,3%) считают, что молодежь имеет специфические потребности, которые нужно защищать на государственном уровне. Не видят таких потребностей молодежи 8,3% опрошенных, а 11,4% - затруднились ответить на данный вопрос.
Большинство студентов считает, что государство должно заботиться о трудоустройстве молодежи (76,2%), а также об образовательных (74,6%) и жилищных (71,2%) потребностях молодых людей. По мнению 22,8% респондентов, государство должно заботиться о досуговых потребностях молодежи, а 5,7% опрошенных считают, что государство должно помогать молодежи решать другие проблемы. Полагают, что государство не должно заботиться ни о каких потребностях молодежи 2,1% респондентов.
Более половины студентов Украины (55,2%) в свободное время гуляют по улице, в парках. Смотрят дома телевизор 44,7%, читают – 43,1% опрошенных. Посещают кинотеатры в свободное время 32,3%, бары, кафе и рестораны – 29,1%, а 28,4% респондентов играют в компьютерные игры. Каждый пятый студент в свободное время занимается спортом (20,2%), посещает театры (19,3%) и занимается своим хобби (19,2%). Занимаются другими делами в свободное время 6,8% опрошенных, а 7,6% заявили, что свободного времени у них нет. Затруднились ответить на данный вопрос 2,1% респондентов.
Большинство опрошенных студентов (68,9%) назвали источником своего ежемесячного дохода помощь от родителей. Стипендия является источником дохода для 45,2%, личный заработок – для 44,7% опрошенных. Доходы от собственности имеют 2,8% украинских студентов, а 2,4% - отказались назвать источники своего ежемесячного дохода.
Совмещают учебу с работой для того, чтобы обеспечить собственное существование, 41,8% украинских студентов. Каждый пятый (21,5%) делает это для того, чтобы заработать деньги на развлечения, а каждый десятый – для того, чтобы оплатить обучение (10,8%) и приобрести опыт работы (9,2%). Совмещают учебу с работой с целью приобретения практических навыков по специальности 7,1% опрошенных, а 4,1% делают это с другой целью. Затруднились ответить на данный вопрос 5,5% респондентов.
Приложение
1. Чем Вы руководствуетесь при планировании своей жизни?
(можно указать несколько вариантов ответа)
1. Собственными возможностями (физическими, материальными, интеллектуальными) – 72,1%
2. Возможностями своей семьи – 29,3%
3. Реальной экономической ситуацией в государстве – 23,8%
4. Надеюсь на удачу, озарение – 19,7%
5. Реальной политической ситуацией в государстве – 15,1%
6. Мировыми тенденциями в сфере экономики, политики, информационных технологий – 13,4%
7. Другое – 3,5%
8. Не задумывался над этим вопросом – 9,2%
2. Какие проблемы, по Вашему мнению, являются сегодня для молодежи наиболее сложными?
(можно указать несколько вариантов ответа)
1. Наркотическая зависимость – 59,8%
2. Отсутствие возможностей для самореализации – 55,2%
3. Нехватка средств к существованию – 48,1%
4. Алкогольная зависимость – 39,4%
5. Отсутствие работы, проблемы с трудоустройством – 33,1%
6. Отсутствие друзей – 29,7%
7. Материальная зависимость от взрослых – 24,8%
8. Насилие в семье – 23,1%
9. Депрессивное состояние (ощущение скуки, ненужности, безрадостности жизни) – 22,5%
10. Конфликты с родителями – 21,3%
11. Стесненные жилищные условия – 17,2%
12. Безответная любовь – 12,4%
13. Конфликты в коллективе – 11,9%
14. Другое – 5,3%
15. Затрудняюсь ответить – 6,2%
3. Какие трудные ситуации молодым людям, по Вашему мнению, невозможно разрешить самостоятельно?
(можно указать несколько вариантов ответа)
1. Наркотическая зависимость – 62,2%
2. Алкогольная зависимость – 47,3%
3. Насилие в семье – 25,5%
4. Отсутствие работы, проблемы с трудоустройством – 19,7%
5. Нехватка средств к существованию – 15,9%
6. Отсутствие возможностей для самореализации – 15,8%
7. Депрессивное состояние (ощущение скуки, ненужности, безрадостности жизни) – 15,3%
8. Отсутствие друзей – 14,7%
9. Стесненные жилищные условия – 13,4%
10. Конфликты в коллективе – 12,1%
11. Безответная любовь – 10,2%
12. Материальная зависимость от взрослых – 8,4%
13. Конфликты с родителями – 7,0%
14. Другое – 5,1%
15. Затрудняюсь ответить – 7,9%
4. Какие ценности в трудовой сфере для Вас наиболее значимы?
(можно указать не более трех вариантов ответа)
1. Высокий заработок – 72,1%
2. Перспективы карьерного роста – 56,7%
3. Дружный коллектив – 43,1%
4. Творческая самореализация – 41,2%
5. Работа по специальности – 28,6%
6. Престижность труда – 21,0%
7. Свободный график работы – 14,3%
8. Щадящий режим работы – 10,1%
9. Возможность нести "доброе, вечное" – 7,5%
10. Другое – 4,5%
11. Затрудняюсь ответить – 3,4%
5. Чтобы устроиться на хорошую работу обязательны:
(можно указать несколько вариантов ответа)
1. Профессиональные знания – 65,6%
2. Работоспособность – 64,8%
3. Инициативность – 53,4%
4. Опыт работы – 41,2%
5. Приятная внешность – 20,3%
6. Протекция – 19,8%
7. Деньги на взятку – 11,3%
8. Другое – 3,7%
9. Затрудняюсь ответить – 3,3%
6. Какие факторы при выборе ВУЗа были для Вас определяющими?
(можно указать не более трех вариантов ответа)
1. Престижность учебного заведения - 53,1%
2. Престижность специальности – 40,1%
3. Востребованность специальности на рынке труда – 35,5%
4. Сильный преподавательский состав – 22,8%
5. Интересные учебные курсы – 20,9%
6. Наличие распределения на работу – 19,3%
7. Возможность стажировок за границей – 18,5%
8. Низкий уровень коррупции в ВУЗе - 14,4%
9. Возможность научной деятельности – 11,6%
10. Присутствие военной кафедры – 8,2%
11. Другое – 2,7%
12. Затрудняюсь ответить – 3,6%
7. Есть ли у молодежи специфические потребности, которые нужно защищать на государственном уровне?
1. Да – 80,3%
2. Нет – 8,3%
3. Затрудняюсь ответить - 11,4%
8. О каких потребностях молодёжи должно заботиться государство?
(можно указать несколько вариантов ответа)
1. Трудоустройство – 76,2%
2. Образовательных – 74,6%
3. Жилищных – 71,2%
4. Досуговых – 22,8%
5. Другое – 5,7%
6. Никаких – 2,1%
9. Как Вы обычно проводите свободное время (свободное время - время, свободное от учебы, работы, домашних дел, еды, сна и др. обязательных дел)?
(можно указать несколько вариантов ответа)
1. Гуляю по улице, в парке и др. – 55,2%
2. Смотрю дома телевизор – 44,7%
3. Читаю – 43,1%
4. Посещаю кинотеатры – 32,3%
5. Посещаю бары, кафе, рестораны – 29,1%
6. Играю в компьютерные игры – 28,4%
7. Занимаюсь спортом – 20,2%
8. Посещаю театры – 19,3%
9. Занимаюсь хобби – 19,2%
10. Другое – 6,8%
11. У меня нет свободного времени – 7,6%
12. Затрудняюсь ответить – 2,1%
10. Из каких источников формируется Ваш доход в месяц
(можно указать несколько вариантов)
1. Помощь от родителей – 68,9%
2. Стипендия – 45,2%
3. Личный заработок – 44,7%
4. Доходы от собственности – 2,8%
5. Отказ от ответа – 2,4%
11. Если Вы работаете, то с какой целью Вы совмещаете учебу с работой?
1. Обеспечить собственное существование – 41,8%
2. Заработать деньги на развлечения – 21,5%
3. Оплатить обучение – 10,8%
4. Приобрести опыт работы – 9,2%
5. Приобрести практические навыки по специальности – 7,1%
6. Другое – 4,1%
7. Затрудняюсь ответить – 5,5%