У КИЕВЛЯН ВЕЧНО ВСЁ НЕ СЛАВА БОГУ
350 лет назад мы ожидали конца света,
а 300 лет назад он-таки наступил
И БЕРЛИН ВЗЯЛИ, И КРЕМЛЬ ВЗЯЛИ
Потребность отмечать юбилеи у бывших советских людей, а также у их начальства в прежнем и нынешнем Киеве, переходит все мыслимые приличия и геркулесовы столпы. Интернет и великое движение флэш-мобов могут сделать эту страсть поистине всепоглощающей.
Без Интернета, в ручном режиме, достаточно собрать минимальный бюджет (500 чел х UAH 120 = UAH 60 000).
А лучше – получить бабло из бюджета городского, согласовать с разрешительной инстанцией и – вперёд!
А флэш-мобовцам, кроме прикольного энтузиазма, вообще ничего не нужно.
Таким образом, юбилей падения Берлина киевляне могут отмечать не только в мае этого года (правильнее – в ночь с 1 на 2 мая, когда капитулировал гарнизон рейхстага), но и в этом октябре.
250 лет назад, а именно 9 октября 1760 года, Киевская сотня Киевского полка под общим руководством полковника Солонины вошла в Берлин в составе отряда генерал-майора Тотлебена. Гарнизон сдал ключи. На население наложили…большую контрибуцию. Оружейные склады громко и негигиенично взорвали. Готовились было запустить в обращение уже отчеканенные талеры с изображением императрицы Елизаветы Петровны и надписью «КОРОЛЬ ПРУССИИ»…
Но тут реальный король Пруссии Фридрих Великий бросил добивать австрийского генерала Дауна (фамилия тоже реальная), развернул свои войска и попросил как киевлян, так и прочих елизаветинских орлов и соколов выйти из Берлина вон.
Что делать – превратности Семилетней войны. Недельку только и покуролесили на пыльных берлинских Липках – на Унтер-ден-Линден.
Киевлян тогда немного вернулось в Киев.Дезинтерия и прочие походные прелести оказались круче прусской кавалерии. Особенно пострадали киевоподольские мещане – обозники в числе 8-тысячного украинского «корпуса» погонщиков.
250 лет назад, как и до и после, мобилизационные планы в Российской империи не жаловали никого. Но, по мнению загадочного автора «Истории русов», малороссиянам от командования доставалось особо за неистребимую мову : «…cчитая их наравне с Лопарями и Камчадалами, загоняли их в сухоты и ипохондрию …за то, что они не скоро научились выговаривать тогдашние чрезвычайно элегантные речения – «намнясь» и «намедни» и придомков их «ушь» и «кабышь» . Среди киевлян тогда никто, кроме патентованных российских офицеров и старообрядцев, не говорил толком «по-московски». Или, как теперь выражаются, по-русски.
Киевская «говірка» мещан «Богоспасаемого Города Киевоподола» (официальная дипломатическая формула) практически не менялась столетиями. «Розмовляли» киевляне-«кияниці» при Ольгерде, «розмовляли» и при Витовте, и при Ягеллонах, и никто их за «мову» не шпынял. За веру-было дело, а за «мову» – ни-ни.
Это Петр Алексеевич Романов перед тем, как обьявить себя в 1721 году императором, а Московию – Российской империей или просто Россией, запретил в 1720 году «печатание книг на малороссийском наречии». Ну что ж, создается виртуальный имперский проект – значит «матерня руська мова» должна быть эээ…элиминирована. Круглая дата скоро…Нет, это не наш формат.
Согласно ряду серьезных источников, название «Россия» придумал для Петра его главный идеолог Феофан Прокопович . Потомственный уроженец Киевоподола. Наш человек с несколькими европейскими образованиями. Надо бы Феофану поставить по этому поводу памятник на Контрактовой площади . А то Сковороду, говорят, с площади убирать собрались (лаптями не вышел, котомка как у нищего). А свято место студенческих поцелуев пусто не бывает. И спонсоры найдутся.
Вон рядом по площади бронзовый Сагайдачный на татарской лошадке скачет. Судя по направлению лошадиного лица, скачет гетман к месту своего реального погребения на территории Братского монастыря. Погребение Сагайдачного вместе главным собором Академии взорвано в 1930-х. Памятник-новодел, на него покамест никто глаза не положил.
Несмотря на то, что Петр Кононович Сагайдачный, урожденный шляхтич Петро Кульчицкий из Кульчиц Шляхотских на Самборщине, потомок прусских крестоносцев, в 1619 году чуть не взял штурмом Московский Кремль.
Его хлопцы уже били тараном в Арбатские ворота.
Теперь на месте ворот – Министерство обороны РФ и старая церковка в честь чудесного избавления Москвы от «безбожных запорог».
Неет, такие юбилеи нам уже не нужны. Даже через девять лет.
И не дай Бог напоминать, в какой «уважухе» были реестровые запорожцы, Киевоподол и в целом Русь (правильное историческое название Украины) в Речи Посполитой лет за сто, за двести до Петра Алексеевича Романова. За греческую веру, конечно, иногда, особенно под конец золотой эпохи, утесняли. Но и наши при случае могли гонителей «под лед посадить». И тем то и дело уважать себя заставляли, вплоть до постановлений сеймов и королевских привилеев.
Агрессивность киевлян была следствием общего падения нравов после Смутного времени начала 17-го века. 16-й век в Киеве вспоминали только как «золотой». Десять поколений киевская православная элита, в том числе мещанская, прожила в качестве полноценных свободных граждан Речи Посполитой. Время, достаточное для укоренения гражданства на генетическом уровне. Мы-то, с нашими резвыми переменами, не успеваем от линьки до линьки «мама!» крикнуть.
Особенно все вспоминали о своих привилегиях, когда собиралось казацкое и мещанское «рушение» на Московию. На передовой вера не играла никакого значения . Разве что палатки с походными церквями у воинов были разные. За золотую вольность, пока магнатерия окончательно не «достала» казаков, ходили бок о бок и на Крым, и на Порту, и на Москву католик и «схизмат». В польско-литовско-«руськом» войске классической поры шляхтич (= реестровый казак) по своим убеждениям мог быть только «Андрием». Даже если его звали Остапом или самим Тарасом Бульбой.
Гоголевские илиады и одиссеи – это была «попса» для николаевско-уваровских училищ последующих времен. . Для этого уровня заведений данный продукт остался актуальным и посегодня. Пипл, из исторических источников читающий только ведомости на зарплату и распечатки коммунальных платежей, и так прохавает.
И когда пипл , во время Евро-2012 – не Дай, конечно, Бог! – увидит на Майдане или на Богоспасаемом Подоле юбилейный флэшмоб по поводу 400-летия занятия киевлянами Московского Кремля…
Ой, лучше не думать…Но вы же знаете, что такое заставить себя «не думать о белом медведе»! Вы же думающий человек, дорогой читатель? Правильно? Вы же знаете, что заставить себя не думать на заданную тему невозможно?…
Особенно когда перед тобой лежит громадное надгробие начала 1610-х годов с территории киевского Михайловского Златоверхого монастыря из теплого розового шифера с эпитафией «…казак Войска Запорожского, и убит в послуге Короля Его Милости в москве под Курском». Казака положили в киевском православном монастыре рядом с мощами святой Варвары. Он пал смертью героя, пытаясь усадить на московский престол польского короля Сигизмунда. Когда не получилось посадить там польского королевича Владислава.
А героем того самого флэш-моба, – который, слава Богу, никогда не состоится во время Евро-2012, – мог бы стать сын киевоподольского мэра-войта Богдан (Божко) Балыка. С обглоданной человеческой костью в одной руке и вареным (в пищу!) пергаментом из кремлевских архивов – в другой…Это – в память о 1612 годе, когда славная киевская элита пробилась в Московский кремль сквозь заслоны воевод и «шишей» (московского ополчения). А из Кремля ее уже не выпустили «шиши» Кузьмы Минина и князя Пожарского.
И победоносное войско принялось кушать друг друга.. «Жукoвcкий за четвертую часть стегна человечого дал 5 золотых, кварта горелки в той час была по 40 золотых; мыш по золотому куповали; за кошку пан Рачинский дал 8 золотых; пана Будилов товариш за пса дал 15 золотых, и того было трудно достать; голову чоловечую куповали по 3 золотых; за ногу чоловечую, одно по костки, дано гайдуку два золотых; за ворона черного давали наши два золотых и пол фунта пороху – и не дал за тое; всех людей болше двох сот пехоты и товаришов поели»…
Ну, хватит. Этого мемуара и крепкий мужик без стакана водки не осилит. Достаточно знать, что 26 октября 1612 года очевидец и участник всего этого кошмара Божко с нынешней Контрактовой площади праздновал потом всю жизнь на этой самой площади как второй день рождения. Московиты в тот день присягнули на Евангелии, что выпустят всех каннибалов из Кремля в целости. Выпустить выпустили, только «всех розно розвели и маетки розшарпали» (ограбили поодиночке). Господи Боже мой, там еще оставалось чего «шарпать»!
«И так наши воевали москву». По яркости этой финальной фразы мемуары Божка Балыки уступают разве что «Слову по полку Игореве» с его жутким финалом «КНЯЗЕМ – СЛАВА, А ДРУЖИНЕ – АМИНЬ!»
Ну…Так какой там у нас еще юбилей впереди?
1660. Антихрист идет из Ирака!
Примерно с год назад в минуту вынужденного простоя автор составил для личного пользования хронологию аномалий погоды, «глада и мора» в Евразии за два тысячелетия.
Презанятное пособие вышло, скажу я вам! А юбилеев сколько сразу, сколько очень круглых дат!
Вот к примеру, в июне 2012 года киевлянам, как и всей Украине, обещают помянутое Евро-2012, а в декабре того же года – уже сразу Конец Света.
Ну, во-первых, после Евро нам уже ничего не должно быть страшно. Уже сейчас достаточно пойти на Троицкую площадь, глянуть на Республиканский стадион – и отныне вы будете знать, что такое Апокалипсис сегодня. А во-вторых, киевляне всю эту байду с концом света неоднократно проходили. И по этому поводу у нас имеется парочка замечательных юбилеев.
С золотого пионерского детства в подсознании сидит ночная страшилка: «Желтая баба идет по вашей улице….желтая баба входит в ваш дом…в подъезд…» Наверно, так пугали друг друга дети и подростки еще в палеолите у пещерного огнища. Но во взрослой Европе до эпох паровых машин, фото и радио (газеты за Западе уже были в 17-м веке) «базарное радио» строило народы иногда лучше всяких пугательств..
350 лет назад, например, все базары от Дамаска до Лиссабона и оттуда до Астрахани прокричали что «в стране Вавилонской родился Антихрист». Вавилон это, напоминаем, нынешний Багдад, который тоже который год не выпадает из новостей особого рода.
В 1660 году Киев можно было пронять только Антихристом. Расцвет Руины, Юрко Хмельницкий в очередной раз сменил политическую ориентацию… Ни чума и реставрация Стюартов в Англии, ни обьедннение арабов против португальцев, ни даже разгром московитов в какой-нибудь сотне верст, под Чудновом, кивлян особо не трогали. Жито и овес на Житнем торге подорожали на полтора гроша – вот это была новость. И, главное- Антихрист уже проклюнулся.Время пошло! Покайтесь, люди!
В Киев Весть пришла…через Сицилию.Какой-то купчик в Палермо скопировал тайное письмо римского папы королю «Обеих Сицилий». Сообщалось в нем о двух старцах в кожаной, ПРИСОХШЕЙ К ТЕЛУ одежде, которые явились в Ватикан НЕ ЗАМЕЧЕННЫМИ ПАПСКОЙ ОХРАНОЙ. (Швейцарцы либо проспали, либо стали жертвами опыта, подобному штучкам Вольфа Мессинга в Кремле). Старцы представились скромно – ПРОРОКАМИ.Оба из Греции. Каждому по тысяче лет. Всего-то.
От прекращения публичной проспаганды – отказались. Будучи посажены в замок Святого Ангела – наговорили отцам инквизиторам ТАКОГО, что те быстренько собрали им возок и харчей в дорогу и повезли чем дальше, тем лучше.
Конечно, по дороге собралась толпа. Гладиаторских боёв в Риме тогда уже не было, а футбола – еще не было. В Киеве – то же самое. Публичные проповеди и пророчества – пока не повяжут пророка – были главным зрелищем, наряду с казнями.
Возок у старцев как-то сам собой сломался. Всеобщий ажиотаж. Пророков донесли до городских ворот на руках, не взирая на светскую и духовную полицию.
Вот какую последовательность дальнейших событий в мире успели сообщить двое тысячелетних греков римскому народу 350 лет назад , пока их не поставили на ноги и не придали им направление на Грецию – «В 1662 году пастыря римского сената не будет; в 1663-м будет великий на весь мир Гнев Божий; в 1664 –м неслыханное землетрясение, в 1665-м немного останется христиан, знаючих истинного Бога; в 1666-м Африка загорится и реки кровавые потекут, в 1667-м восстанет муж великий; в 1668- м Европа и Африка будут дрожать и бояться, в 1669-м все люди познают единого в Троице Бога; в 1670-м свет угаснет, и тогда прийдет День Судный.»
…В 1670 году, кроме крестьянского восстания Антуана де Рура в Лангедоке и взятия Астрахани Стенькой Разиным, других «концов света» замечено не было. Зато в том же 1660-м до «пророчества», 11 марта, в Киеве было полное солнечное затмение. А с апреля по октябрь царила великая сушь, и год выдался голодным…Народ ДРОЖАЛ И БОЯЛСЯ.
До следующего года, который выдался урожайным. Невзирая ни на какую Руину.
Но посмотрите, на каком крещендо выстроено пророчество двух греческих гастролёров! Как нагнетается напряжение! Достаточно открыть очередную сводку какого-нибудь нынешнего астрополиттехнолога, как обнаружатся те же законы драматургии…
1710. Потоп, мор, глад и саранча в одном флаконе
Потоп киевляне устроили себе сами, саранча привычно наведалась из Сахары, а мор и глад были прямым следствием…победы русского оружия под Полтавой.
Примерно летом 1709 года, в аккурат после Полтавской баталии, киевлянам надо было срочно что-то делать. Одних распирало уважение перед победителем, других – такой же страх перед ним, третьих душила ненависть. И всех душило презрение к побежденным. Особенно к Мазепе, который всегда как мог, душил свободу Киевского магистрата и был его главным хозяйственным конкурентом на «московском» правобережном днепровском плацдарме. А если и благодетельствовал, то…То никто не вызывает до сих пор у киевлян такого презрения, как их побежденный благодетель.
Уважение, страх, ненависть, презрение – сильные чувства. Сильные чувства требовали выхода. Выход нашли в общественных работах.
Как всегда, энергия горожан была направлена на то, чтобы потом, впоследствии, экономить силы и поменьше этой самой энергии тратить. Взялись за главную городскую гавань – Притыку. Притыка была образована рекой Почайной, тянувшейся от Крещатика (теперь – Почтовой площади) до Оболони. Святое место – тут Владимир крестил киевлян. Доходное место – лес шел сверху плотами из Литвы (теперь Белоруссия), всё остальное шло снизу, от басурман.
Одна загвоздка – большой крюк нужно было делать парусным и гребным судам, чтобы попасть в Притыку. По крайней мере, киевлянам крюк казался большим.
Поплевали на ладони, взяли лопаты-заступы и – до ледостава 1709 года прорыли в косе-перемычке Притыки широченный канал.
Они что, не знали, что каждую весну на Днепре – наводнение? Без дамбы, без водохранилищ, еще в 1920-х годах вода заливала весь Подол до подошвы гор. До Житнего доплывали на лодках. Смотрите соответствующие хроникальные кинокадры.
Весной 1710 года река Почайна вместе с Притыкой и всеми святыми и доходными местами перестала существовать.Навсегда.
Вот сейчас этому событию – РОВНО триста лет. Ура!Юбилей великой глупости родных земляков.Нашей с вами.
Научило это чему-нибудь киевлян – ныне и присно и во веки веков?
Ну, начнешь искать причины нашей всесветной глупости – и упрешься в какую-нибудь солнечную активность или в восточный календарь. А что – другие обьяснения Глупости столь же абсурдны, как она сама.
Вот 1710 год был Годом Тигра. И 1986 год был Годом Тигра. В эти годы количество глупостей, особенно совершенных на почве человеческой гордыни и лени, резко возрастает. Это не автор говорит – древние китайцы. Когда гораздо больше людей – а среди них гораздо больше высокопоставленных – сначала делают, а потом думают.
Кликнули клич войт-мэр с Подола и воевода с Горы – за лопаты, киевляне! Облегчим себе жизнь!Облегчили. Почайны нет, гавани нет, торговли нет на годы. Войт и воевода остались при своих должностях.1710 год. Год Тигра.
Позвонил какой-то киевский хмырек из Совмина СССР из Москвы на Четвертый блок и дал команду по мощности, по стержням, по всему, что так прославило тут же и Чернобыль и Киев. Как не послушаться куратора атомной промышленности СССР в ЦК КПСС, даже если знаешь, что твой земляк – биологический дурак? Хмырек благоденствует теперь в Киеве с персональной пенсией. 1986 год. Год Тигра.
Брали всякие лица - физические и юридические – российские ГКО в 1998 году. «Россия – большая, ей не дадут упасть» Эта мантра докатилась и до Киева, достаточно проросшего тогда в российскую экономику. Дальневостояные «тигры» все упали, а вот России - не дадут. Внутренний дефолт РФ. Рубль упал в три с чем-то раза. Новорожденной гривне тоже мало не показалось. Народы - братья дружно оказались, извините за медицинскую латынь, в анусе
Учили нас, учили…Лох - это состояние души. Но особенно это состояние проявляется в особенные годы. . 1998 год – Год Тигра.
Что там у нас на календаре?Какой-какой-год? Так что – раз в двенадцать лет юбилеи отмечать? Или просто с 1 января каждого Года – готовиться? Бриться, подшивать подворотничок, сушить сухари?
Погодите, про 1710 год еще были только цветочки. Там еще только апрель месяц. Потоп и конец Почайны идут там полным ходом. Гетманское правительство в изгнании принимает Бендерскую конституцию….Не Бандеровскую. Говорю, а - Бендерскую! В Бендерах, где Мазепа помер. Конституцию Филиппа Орлика. Того, что ему на Улице Имени Его пять лет грозятся открыть памятник. Камень там с грозным напоминанием об этом стоит в аккурат пять лет. Сказочный такой камень, на перекрестке, как на картине «Витязь на распутье»: «Налево ойдешь…Направо пойдешь…Прямо пойдешь…Потеряешь. Потеряешь. Потеряешь».
Еще в прошлом (2009) году считалось, что Бендерская конституция Орлика – первый державотворческий национальный документ в Европе, где прописано разделение ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Орликовский Камень на Распутье (Липской и Орлика) смотрит в аккурат на власть. На Верховный Суд, который выгнал из Кловского дворца 18-го века Музей истории Киева и сам занял его место. Интересно, что сделал Верховный Суд с фресками по истории Киева, украшавшими стены Кловского дворца? Я помню, на них были и Пётр, и генералиссимус- казнокрад Сашка Меньшиков, но не было ни Мазепы, ни Орлика. Росписи делались в 1980-е годы…
Триста лет она нужна нашей судебной власти , эта история Киева. Терпел Киев - и еще потерпит без истории. Музей Киева сидит в закапелках Музея Ленина…извините, Украинского Дома. Быстро время идет. Двадцать лет, триста лет…
Да, а триста лет назад, в мае 1710 года, в Киеве началась Великая Чума. Русские войска принесли ее то ли из-под Полтавы, то ли из-под стен Риги, где провели всю зиму. Киев только начал вымирать, когда 70 процентов Ливонии и Восточной Пруссии, а также 40 процентов северной Польши уже вымерли от морового поветрия.
Чумное кладбище было первым кладбищем на Щекавице. Потом там еще положили треть всех киевлян в чуму 1770 года…Потом про кладбище забыли.
На тех, кто выжил в Киеве к июлю 1710 года, свалилась Великая Саранча. Примерно раз лет в пять она прилетала к там из Африки, как сейчас – перелётные птицы. Сначала от больших жирных кузнечиков не было видно неба. Потом, когда она падала на посевы, не было видно земли. Когда саранча наедалась, клала яйца и взлетала, земля была пустая, как в родной для саранчи Сахаре.
Говорят, Сахара началась с того, что великая цивилизация гарамантов повывела там леса. Ну, на то и великая цивилизация.
Тем, кто выжил от последствий Полтавской победы и от саранчи, кушать было уже совершенно нечего. Город на пару лет просто опустел. Старики разве что остались доживать и схимники в пещерах. Так, хуторок Киев с падающими тынами.
Дорогие киевляне! Теперь вы понимаете, что наша жизнь – одни сплошные юбилеи.
Начнешь поминать – печёнка отвалится.
До новых юбилеев.
Будьте здоровы! Будьте – свободны!
И – по возможности – думайте.
Желательно - головой.