ГлавнаяЭкономикаБізнес

ТЭК: Временщики и фавориты

Назначения в Кабмин, комитеты, ведомства, НАКи красочно демонстрируют, кто и какой взнос сделал для становления нынешней власти. Пожалуй, наиболее показательной в этом отношении является топливно-энергетическая отрасль. Во-первых, потому что портфелей в министерствах, ведомствах и хозяйствующих субъектах здесь больше, чем в любой другой сфере. Во-вторых, потому что это один из немногих относительно стабильных сегментов, который имеет и потребителя, и ровный доход даже в кризисные времена, и главное, большей частью сохранен в государственной собственности.

ТЭК: Временщики и фавориты
Фото: sarapul.ru

Итак, начнем сверху. Первый вице-премьер Андрей Клюев и министр топлива энергетики Юрий Бойко являются давними оппонентами и представляют разные интересы. Если Клюев ориентирован на сугубо украинский капитал, то Бойко – и это более чем широко известно – тяготеет к Москве и Фирташу. В последнее премьерство Виктора Януковича эти два политика практически не разговаривали друг с другом. Поэтому сферы интересов здесь четко разделены. Клюев – электроэнергетика и «Энергоатом», Бойко – нефтегазовый сектор и, соответственно, «Нефтегаз» (новоназначенный Евгений Бакулин). Впрочем, разделение условное. Например, первым замом в Минуглепром и директором ГП «Энергорынок» назначены менеджеры Рината Ахметова Юрий Чередниченко и Сергей Бедин. Коломойскому возвращают его креатуру – Игоря Палицу – на «Укрнафту», и, очевидно, сохранится его контроль над «Укртранснафтой». Есть претензии и у тандема Жвания–Мартыненко. Но о них ниже.

Газовый блицкриг

Стратегическая задача на ближайшую перспективу (месяц-два) – одна: решение вопросов с российским топливом. Подписание долгосрочного контракта на ядерное топливо для АЭС и пересмотр прежних газовых соглашений в комплекте с решением вопроса о ГТС.

Напомним, что в ходе выборов Янукович сделал ряд заявлений о создании газотранспортного консорциума. По идее ТЭКовского окружения Януковича, создание консорциума даст возможность вернуть Украине дешевый российский газ и приостановить движение Кремля по пути строительства Северного и Южного потоков – газопроводов, которые должны обойти Украину. Разделяет ли эту идею Москва – вопрос. Пока «Газпром» ждет предложений украинской стороны и говорит на уровне зампредов, что в обмен на долевое участие в трубе готов инвестировать в модернизацию ГТС. О пересмотре контрактов еще не заявлялось.

О том, что будет лежать в предложениях по ГТС, говорить пока рано. Источники в профильном Комитете ВР поговаривают, что проект Кучмы будет пересмотрен. Как и раньше, соображать газовую трубу будут «на троих», но на этот раз третьим будет не «аффилированный» с «Газпромом» немецкий «Рургаз», а некая структура от Евросоюза. Впрочем, этот проект толкает альтернативная Бойко группа влияния. Согласится ли с ним откровенно пророссийский Герой Украины Юрий Бойко? Ответ на этот вопрос станет очевидным после майской встречи президентов Януковича и Медведева.

Фото: www.kommersant.ru

Атомный форс-мажор

С точностью до наоборот обстоят дела в атомной отрасли. Там долгосрочный контракт с российским ОАО «ТВЭЛ» был подготовлен и согласован НАЭК «Энергоатом» еще прошлой весной. Но лежал мертвым грузом по ряду причин. Причем только часть из них связана с позицией Юлии Тимошенко, которая несколько раз за последнюю премьерскую каденцию встречалась с представителями или посланниками от американского конкурента ТВЭЛа – компании Westinghouse. Судя по результату – с частичным успехом. Хоть контракт с Россией и не подписан, но и американское топливо не лицензировано. И, судя по заявлениям главы Госкомитета ядерного регулирования Елены Миколайчук (к слову, креатура Клюева и на ее отставку НАЭКу рассчитывать не стоит), лицензирование возможно не ранее, чем через 4 года.

Любопытно, что атомщики в переговорах с Москвой до последнего использовали Westinghouse как элемент давления на Россию. Сейчас в случае замораживания вопроса о лицензировании американских сборок лоббировать максимум преференций в новом десятилетнем контракте на поставки топлива для украинских АЭС будет сложнее. Может поэтому Кабмин не торопится с назначением нового президента «Энергоатома».

Пока в числе кандидатур на пост главы атомного оператора наиболее явно претендует нынешний вице-президент компании Михаил Шевцов (креатура Клюева). Еще неделю назад, когда появилась бумага об отставке нынешнего президента Юрия Недашковского с открытой датой, также безапелляционно называлась фамилия Андрея Деркача. Который далек от атомной отрасли, но уже руководил «Энергоатомом» в последнее премьерство Януковича, а при Кучме возглавлял наблюдательный совет компании. Деркач одинаково компромиссен и для Клюева, и для Бойко. Но в игру неожиданно для многих вмешался Игорь Коломойский – не последний человек из раскладывавших коалиционный пасьянс. Коломойский напомнил Деркачу давний конфликт вокруг «Киевгорнафтопродукта» и категорически воспрепятствовал его назначению.

Фото: www.derkach.com.ua

Сейчас Деркач может быть назначен главой концерна «Ядерное топливо Украины», но приз этот даже не утешительный – в концерн входят предприятия ядерно-топливного цикла, требующие глобальных финансовых инвестиций, чтобы выйти хоть на какой-то отличный от отрицательного результат. Если даже назначение произойдет, его можно расценить скорее как злую шутку, нежели как бонус. Дело в том, что в 2007 году Андрей Леонидович приложил руку к созданию прообраза ЯТУ– гсконцерна «Укратомпром», в который входил и единственный в атомной отрасли «здоровый» донор – НАЭК «Энергоатом».

Идея, наверное, была хороша – создать аналог российского госконцерна «Росатом», который сформирован на базе бывшего Министерства РФ по атомной энергии и объединил все направления и сферы, так или иначе связанные с ядерной отраслью – от науки до утилизации радиоактивных отходов. Но реализация подкачала. Дитя появилось без конкретных целей и задач и, главное, объединяло далеко не все предприятия и институты, а только финансово привлекательные.

Поговаривают, что идея «Укратома» не похоронена. И реализовать ее может Сергей Тулуб – тоже бывший президент НАЭКа.

Тем временем именно Недашковский может остаться в кресле главы «Энергоатома», пока проект «Укратома» пройдет кабминовское чистилище. Его кандидатуру, по информации источников в ВР, настойчиво лоббирует Николай Мартыненко в обмен на свои оппозиционные услуги для коалиции. Собственно, это требование у Мартыненко ключевое, и, похоже, единственное принципиально важное для него.

Фото: obozrevatel.com

Самое любопытное, что и коалиция, и Бойко, и даже Клюев могли бы вполне согласиться пролонгировать полномочия нынешнему главе «Энергоатома» на пару-тройку месяцев. Нынешнюю команду все равно в кулуарах называют «временным правительством». На нее возложена настолько непривлекательная миссия резких и радикальных решений, что многие из засвеченной команды вынуждены будут уйти. ТЭКа это касается не в последнюю очередь – ему предстоит в краткие сроки одновременно и закрыть бюджетную дыру, и обеспечить конкурентоспособные тарифы на газ и электроэнергию для экспортно-ориентированных отраслей экономики, и выдержать лицо перед широкими массами, поднимая тарифы для населения. В газе и атоме – подписать с Россией контракты, которые могут вызвать если не протест, то удивление у западных наблюдателей. После чего – вне зависимости от решения Конституционного Суда о легитимности коалиции, придут другие. Свои, а не компромиссные. Всерьез и надолго.

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram