Социальный эксперимент, длившийся 73 дня, в корне отличался от иного социального эксперимента, длившегося 73 года. Но именно опыт коммунаров, а не коммунистов, может быть интересен современным украинским политикам.
Давайте отбросим диктатуру и репрессии, которые внедряли коммунары в Париже в кризисные дни 1871 года. Давайте зреть в корень. Впервые анархисты (а именно они составляли основу Парижской коммуны) решили построить свое идеализированное общество. Общество, основанное не на безвластии (как пытались нам доказать советские идеологи), а на гармоническом развитии отношений между отдельными коммунами – общинами (как городскими, так и сельскими). При такого рода отношениях постепенно отмирает государство, его функции становятся лишними и ненужными. Сильное местное самоуправление без внешнего вмешательства и без контроля сверху – вот идеал ранних анархистов.
Когда нынешние политики борются за расширение прав местного самоуправления, они боятся признаться сами себе в том, что, по сути, активизируют старую анархистскую идею. Идею, ради которой в Париж ехали Домбровский, Гарибальди и Бакунин. Идею, которую лелеяли в Украине Драгоманов, Франко и Грушевский.
Парижская коммуна дала нам как богатый практический материал, так и материал для работы над ошибками. По сути, этот день должен восприниматься не только как день борьбы за социальное равенство – социальные темы были одними из основных тем повестки дня, но далеко не наиболее актуальными. Самая главная тема – это самоорганизация, самоуправление, следствием которого стали бы и установление справедливости, и освобождение труда, и равенство, и братство. Очень много наивности. Очень много иллюзорности. Очень много романтики. Реалии были совершенно иными.
Французы свято почитают память коммунаров. Их могилы на кладбище Пер-Лашез до сих пор являются местом поклонения сотен и тысяч граждан. Ведь дело коммунаров, расстрелянных версальскими войсками, породило широкую дискуссию в обществе и привело к тому, что местное самоуправление начало развиваться по компромиссной, либеральной схеме.
Борясь за права наших территориальных общин, стоит вспомнить о тех, кто стоял у истоков подобного движения в Европе. 18 марта необходимо вернуть в наш календарь – как день борьбы за права территориальных общин.