МОСТ-Одесса. 2 марта
После того, как Одесская епархия УПЦ МП обратилась к Одесскому горсовету с просьбой отменить или перенести Юморину из-за того, что 1 апреля выпадает в этому году на Чистый четверг, ИА "МОСТ-Одесса" опросило одесских экспертов, как по их мнению, на такое заявление должны отреагировать городские власти, которые до сих пор не выступили с официальной позицией.
Кандидат богословия, религиовед, член Религиоведческой Ассоциации Украины Сергей Черба считает, что горсовет не имеет права переносить празднование Юморины. "Это давняя традиция города. Могут приехать люди из других городов, которые не услышат призыва Церкви. И будет разочарование, и будет много негатива. И это может даже еще больше сработать против Церкви, настроить против верующих. Убедить многих людей в том, что Церковь идет в разрез с нормальным ритмом жизни.
Вот, к примеру, говорят, что на рынках города немного уменьшился спрос на мясо. Это - свидетельство того, что люди постятся. Это позволяет замерить определенную тенденцию. Первого апреля по количеству людей, которые выйдут на улицы, мы можем судить о тех, кто действительно не придерживается христианских традиций в повседневной жизни. И увидим сколько реальных христиан.
Я думаю, что озвученный Митрополитом подход к проблеме поста носит скорее показной характер, он сродни фарисейству. Тому, кто постится, не мешает юморина. Так, к примеру, Католическая Церковь не может запретить празднование дня святого Валентина. Хотя все убеждены, что это католический праздник, а на самом деле это праздник американский, коммерческий. А для самой церкви он является второстепенным.
Кроме того, как мне кажется, некоторыми людьми данная позиция митрополита может быть воспринята как демонстрация силы. Вот, победил на президентских выборах кандидат от Партии Регионов, и есть возможность продемонстрировать свою силу. Поэтому, как мне кажется, тем более не стоит переносить юморину, так как за этими требованиями завтра могут возникнуть другие.
Повторю свою основную мысль - юморина никак не может помешать тем, кто хочет поститься", - сказал С. Черба.
Его мнение не разделяет культуролог и преподаватель кафедры культурологии и искусствоведения Одесского национального политехнического университета Наталья Доброер. "По сути Юморина, родившаяся в начале 1970-х, была своеобразной социальной отдушиной в реалиях брежневской эпохи. В нынешних реалиях ее первоначальное значение, ее характер утрачены - в этом не сложно убедится, гуляя 1 апреля улицами города. Хотя Юморина позиционируется как "одесский праздник", многие одесситы ждут ее без радости. Она зачастую "выплескивается" на улицы Одессы толпами подвыпившей шумной молодежи.
В христианском мире есть прекрасная традиция карнавала. Но она привязана к литургическому календарю: карнавал (масленица) всегда предваряет Великий пост. Быть может, уместно подумать, чтобы и одесский "день смеха" проходил до поста или после Пасхи (с учетом восточной и западной традиции)? Тогда в "день смеха" радовались бы все одесситы, а не только атеисты", - сказала Н. Доброер.
А вот главный специалист по связям с религиозными организациями управления внутренней политики Одесского городского совета Юрий Демедюк вообще уверяет, что ранее вопрос об отмене Юморины вообще не рассматривался.
"Вчера, 1 марта, состоялось заседание рабочей группы Совета церковно-светского согласия при Одесском городском голове. Украинская Православная Церковь не принимает участия в работе данного Совета (хотя неоднократно приглашалась к такому участию). Все остальные христианские конфесии, которые входят в состав Совета вопрос о переносе Юморины не ставили", - отметил Ю. Демедюк.
Резко отрицательно к заявлению Одесской епархии относится кандидат философских наук, религиовед, доцент ОНУ имени И. И. Мечникова, руководитель Центра компаративистских исследований религии Эдуард Мартынюк.
"К заявлению митрополита Агафангела я отношусь крайне отрицательно. Целесообразней ему было бы обратиться к самим православным. Чтобы те верующие, кто пожелает прислушаться к голосу Митрополита, не принимали участие в Юморине. Я также не согласен с данными Митрополита о том, что 90% одесситов являются православными.
По Конституции мы живем в светском государстве. Разумеется, власти города не должны реагировать на такие обращения. Новый год - классический случай подобных разногласий, поскольку приходится на самый жесткий рождественский пост и почти все религиозные конфессии разрешают своим приверженцам его нарушить. Также и евреи в праздник Пурим пьют сами, но не призывают никого напиваться вместе с ними. Тот, кто признает Агафангела своим духовным руководителем, может следовать его призывам", - отметил Э. Мартынюк.
Похожего мнения придерживается и эксперт Европейского института социальных коммуникаций педагог, доктор богословия, религиовед Вячеслав Стецько. "Украина является светским государством и в своих действиях руководствуется светскими принципами. Так закреплено в законодательстве страны. Вместе с тем в государстве живут люди, исповедующие религиозные ценности. Для большинства жителей Украины христианские ценности являются значимыми. И из уважения к ним (а также учитывая тот символический факт, что в этом году все христиане празднуют Пасху в один день!) можно было бы перенести празднование юморины на другой день. В конце концов, традиция христианского поста старше, чем традиция юморины. В таком контексте гораздо убедительнее выглядело бы совместное обращение глав всех церквей Одессы по этому вопросу.
Но, как мне кажется, подумать об этом стоило намного ранее, еще в прошлом году, а не за четыре недели до юморины. Теперь же такой перенос попросту невозможен по целому ряду причин. Сегодня стоит думать о следующем годе. В следующем году 1 апреля также выпадает на время поста.
Кстати, в следующем году, (а пасхальные праздники для восточных и западных христиан будут совпадать и в следующем году) на Страстную Пятницу выпадает день рождения Владимира Ульянова-Ленина. В свете обсуждаемых событий, возникает вопрос: а "позволят" ли христиане отпраздновать этот день коммунистам? И не выразят ли протест коммунисты против общегородских религиозных молений в день рождения вождя мирового пролетариата?", - говорит В. Стецько.