ГлавнаяПолитика

В начале ста дней

100 дней новой власти в большинстве стран принято называть «медовым месяцем» ее отношений с народом. Эти 100 дней – впереди, но «медовым месяцем» я их не назову. Не высохли чернила под протоколом ЦИК об избрании Виктора Януковича, но стон в стилистике «пропало все» слился в хор перепуганных «нашествием донецких». А тех, кто предрекает Украине при Януковиче проблемы, – не сосчитать.

В начале ста дней

Попробуем рационализировать претензии к Януковичу и его команде. Большинство – манипуляционного и психосоматического характера.

Одна из них – «пониженная легитимность» президентства Виктора Януковича. Якобы состоящая в том, что выиграл он «лишь» в 10 областях и что за него проголосовало меньше половины избирателей, принявших участие в выборах.

Это – манипуляция. Важно понимать: такое «доказательство пониженной легитимности» навязывает обществу те, кто и желает эту легитимность понизить.

Административно-территориальное деление Украины не имеет никакого отношения к конституционно закрепленному за всеми гражданами Украины равному избирательному праву. Манипуляторы не могут не понимать этого. Но зачем манипулируют? Чтобы якобы доказать – «надо сшивать разделенную Украину». Но как «сшивать»? Само это «сшивание» они представляют как необходимость компромисса с политическими силами, проигравшими выборы.

Кто против компромисса? Но разве возможен компромисс с теми, кто считает тебя не оппонентом, а врагом? Кто раньше говорил о «бандитах», а ныне заявляет о «криминалитете, рвущемся к власти»? Кто твою готовность к компромиссу считает не силой, а слабостью?

Еще говорят, что легитимность Януковича якобы «понижена» ввиду полученного им количества голосов. Это чистый бред. В мировой политической истории было, и не раз, когда избранный глава государства получал меньшее количество голосов, чем В. Янукович, или похожее. Избранный в 2003 году президентом Армении Роберт Кочарян получил 49,8% голосов избирателей. Президента Исландии Олафура Гримссона избрали в 1996-м 40,9% избирателей. А президент США Билл Клинтон выиграл выборы в 1992 году с 43% голосов. Никто и не выдвигал им претензии в якобы «пониженной легитимности». Все они в меру сил и способностей впоследствии служили своим странам, заслужили признательность своих граждан.

Азы демократии: граждане Украины, голосовавшие за Януковича, и те, которые за него не голосовали, должны дать ему возможность выполнить его предвыборную программу – это единственный критерий его последовательности, эффективности. К тому же те, кто за него не голосовал, должны понять и принять выбор большинства.

Среди претензий к Януковичу, преимущественно психосоматического характера, – позиции по газовому консорциуму, истории Украины, языковой политике, будущему ЧФ РФ, наградной политике.

По газотранспортному консорциуму. «Трубу заберут!» – в пароксизме страха чуть ли не кричат одни. «Янукович изменит закон, по которому ГТС Украины запрещено приватизировать», – пугают себя другие. Конечно, пока что дело не доходит до абсурда. Например, я еще не слышал, что трубу выкопают и вывезут.

Но Янукович (и Ющенко на последней пресс-конференции в этом совершенно прав) лишь повторяет тезисы предвыборных выступлений. 13 февраля он заявил, что считает оптимальным привлечение к консорциуму России как производителя газа и европейских стран-потребителей.

Интересно, что похожее найдем не только у Януковича, но и у его конкурента на выборах Сергея Тигипко. Вот цитата из его книги «Украина: проект развития»: «ГТС как священная корова – тезис для любителей популистских лозунгов. К сожалению, самостоятельно содержать… газовую инфраструктуру «Нафтогаз» не в состоянии, речь идет уже не о модернизации, сколько о средствах, необходимых на текущий ремонт ($500–600 млн.)… Необходима срочная реформа госкомпании, выделение транзитной составляющей, привлечение пула из российских и европейских компаний, приватизация трубы или создание сбалансированного консорциума по управлению ею».

Фото:EPA/UPG

Я отдаю себе отчет в том, что многие, кто голосовал в первом туре выборов за Тигипко, его текстов не читали. Идея газотранспортного консорциума «носится в воздухе». Как его будут создавать, если будут? Закон изменять не надо, ведь ГТС не приватизируют. Провести международные переговоры, это будут трудные переговоры. Иначе говоря, есть предмет дискуссии, из которого делают предмет истерики. Но давайте посмотрим вот на эту динамику: компания «Северный поток» (Nord Stream AG) на официальном сайте сообщает, что 20 октября 2009 года разрешение на строительство газопровода дала Дания, 5 ноября 2009 года – Швеция и Финляндия, 12 и 28 декабря 2009-го – Германия. Вот мнение Януковича в «Большой политике с Е.Киселевым» от 5 февраля 2010 года: «Мимо Украины стали строить газопроводы – «Северный поток» и «Южный поток». Мы потеряли доверие наших партнеров – России и Европы. Они стали думать, как выстроить политику более надежной поставки газа в Европу. Цена трубы большая тогда, когда эта труба с газом. А если нет газа, зачем эта труба нужна?»

О ЧФ РФ. 17 февраля Ющенко заявил, что продолжение срока пребывания российских моряков – ни больше ни меньше чем «политика продолжения срока колонизации».

Фото:EPA/UPG

Я бы понимал, если бы о выводе ЧФ РФ в Новороссийск кричали те, кто последние пять лет трудился, создавая новые рабочие места в Севастополе вместо нынешних, на флоте России. Увы, жути нагоняют «профессиональные патриоты», желающие «заразить» эмоциями «своего» избирателя. 15 февраля Колесников сказал: «социальная ситуация в стране ужасная, а мы говорим о флоте за семь лет до конца аренды». «Регионал» Кожара озвучил намерение увеличения цены аренды базы в Севастополе.

Тема истории Украины. Проблема в том, что прежняя власть навязывала нам ее уродливый, искривленный вариант. Украина была не колонией, а совладельцем СССР, «днепропетровцы» Леонида Брежнева руководили Советским Союзом. Украина – страна-победитель во Второй мировой войне, будет в этом году праздновать 65-летие освобождения от гитлеровцев. И это повод задуматься, что если бы Красная Армия не освободила Украину в 1944-м, нынешние поколения ее граждан в полном соответствии с «Майн кампф» были бы низведены до положения рабов.

В нашей истории найдется место всем, и мы не дадим России ее приватизировать. Украина – это София Киевская и собор Св. Юра, и Киево-Печерская Лавра. Это «великие украинцы» Григорий Сковорода, Тарас Шевченко, Мыкола Лысенко, Леся Украинка, Иван Франко, Васыль Стус и Константин Паустовский, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Михаил Булгаков, Александр Куприн, Виктор Некрасов. Украина – это и митрополит Андрей Шептицкий, и шесть киевских митрополитов, казненных во время репрессий 30-х годов, включая убитого в 1937 году во время допроса в Лукьяновской тюрьме митрополита Киевского Константина и погибшего в 1940 году в харьковской тюрьме архиепископа Александра. Героями Украины будут признаны не только Степан Бандера и Роман Шухевич, но и генералы Андрей Гречко и Родион Малиновский.

"Языковая проблема". И здесь надо определиться в содержании – что мы имеем в виду. Говорим об украинской нации как об этносе или как о гражданском обществе? Об этнических или о гражданских правах? 13 февраля Виктор Янукович заявил о необходимости принять законом Европейскую хартию региональных языков. Как бы ни развивались события, если мы – европейцы XXI века, то надо искать компромисс, успокоить и тех, кто в перепуге полагает, что «все будет по-русски», и ответить на запросы избирателя Партии регионов, шире – гражданина Украины юго-восточных регионов. То, что проблему языковой политики зафиксировала не только Партия регионов, доказывает и следующая цитата из книги Тигипко: «Русскоязычные граждане Украины должны перестать ощущать психологическое давление со стороны властей. Необходимо остановить процесс закрытия русских школ. Нужно исправить ситуацию, когда в Ровенской, Тернопольской и Киевской областях нет ни одной школы, где преподавание ведется на русском языке. Целесообразно отменить обязательное титрование и дублирование фильмов российского производства на украинском языке. Действующую норму следует сохранить только в отношении фильмов, производимых в других, кроме РФ, странах».

Фото: molgvardia.ru

Но давайте без иллюзий. Те, кто захочет раздувать противоречия внутри страны, и будет это бессовестно делать – «забыв», что вчера требовал «сшивать Украину».

Чтобы «сшивать Украину», не нужно даже общаться с этими политиками, тем более искать с ними компромисс. Надо обращаться к народу, действовать от имени народа и для народа. И для этого у новой власти наверняка есть не 100 дней, а меньше. 37 конституционных полномочий главы государства для этого достаточно.

Но для начала должна уйти старая власть. Да, действующая Конституция не требует, чтобы премьер Тимошенко сложила полномочия перед новым главой государства. Но она могла бы это сделать. Но вся страна и весь мир видят, как г-жа Тимошенко всячески держится за власть – вместо того, чтобы дать возможность новой власти проявить себя.

При этом все понимают, что многочисленные поздравления мировых лидеров Януковичу – четкий сигнал ей: «уходи». Но она не уходит. Вся страна – свидетель слов, мол, «не оставляю экономику наедине с кризисом». И одновременно борьба за президентство, сопровождающаяся выступлениями соратников Тимошенко: мол, не забудем, что должность руководителя правительства в нашей стране намного важнее и влиятельнее, чем президентская. Искать логику, спрашивать, почему же г-жа Тимошенко стремится к «неэффективной президентской должности» – точно так же бессмысленно, как и задаваться вопросом о политической последовательности депутатов «Нашей Украины – Народной Самообороны», которые своим лидером хотят видеть Яценюка, во время избирательной кампании выступавшего за членство Украины в Едином экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана.

Газотранспортный консорциум, гуманитарная политика, ЧФ РФ, «пониженная легитимность» – все это, к тому же, спецоперации по мобилизации собственного электората. В последние дни к ним добавилось втягивание «регионалов» в «дискуссию» по поводу будущей парламентской коалиции. Важно понимать: все это затем, чтобы «занять руки», отвлечь, не дать сосредоточиться на главном. А это главное – доказать свою эффективность по сравнению с властью уходящей. Построить внятную, последовательную политическую линию.

Может быть, не дать «регионалам» выделить главное и есть целью этих спецопераций? А главное – это то, в каком состоянии старая власть передает страну новой? Может, старая власть готовится к аудиту и «зачищает концы»? А ведь необходим не просто акт приема-передачи дел, нужен исчерпывающий аудит действий уходящей власти. В каком состоянии Казначейство, золотой запас страны, Госкомрезерв и т.д.? Как «разошлись» деньги МВФ, которые брала «вона», а отдавать нам? Клеветали ли на Тимошенко, что избирательную кампанию она провела на эти деньги? Осуществлялись ли нецелевые траты государственных денег, хищения?

Обществу нужна внятная и непредвзятая информация, поэтому для объективности нужен серьезный аудит. Аудит не просто Контрольно-Ревизионного управления (КРУ) Кабинета Министров Украины, результаты которого наши «мастера возможного» запросто объявят заангажированными, а объективный международный аудит, заказанный не менее чем двум компаниям из так называемой «большой четверки» – PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young или KPMG. И публичное обнародование результатов аудита перед народом Украины. У многих могут исчезнуть иллюзии, в каком состоянии приняла Украину новая власть. И только после проведения международного аудита новое правительство может приступать к выполнению своих обязанностей.

Ближайшие 100 дней – это и время начала выполнения новой властью своих предвыборных обещаний. Тех, выполнение которых должно убедить и сторонников Виктора Януковича, и тех, кто голосовал против него, и разочарованных в украинской власти в целом. В условиях тотального противодействия тех, кому успех нового главы государства, мягко говоря, совсем не нужен, будем рассчитывать на то, что волевые качества нового руководства не были преуменьшены пропагандой его врагов.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram