ГлавнаяЭкономикаБізнес

Бензин «недоевро-4»

Корпоративные споры, слабый контроль рынка нефтепродуктов и гонка за быстрыми деньгами тормозят повышение качества бензина и дизтоплива в Украине. Что заливают на украинских АЗС, разбирался «Левый берег».

Бензин «недоевро-4»
Фото: Макс Левин

На АЗС продают столько видов горючего, что можно запутаться. Кроме обычного топлива заправки предлагают нефтепродукты с названиями «премиум», «евро», а также фирменные марки. Отчасти разнообразие связано с существованием в Украине двух групп государственных стандартов на бензин и дизтопливо. Первая группа была принята в 1999–2001 годах, вторая – в 2007 году. Естественно, новые нормативы содержат более высокие требования к качеству топлива. Они близки к показателям «Евро-4», который действовал в странах ЕС в 200—2009 годах. Какому же из этих стандартов соответствует горючее на АЗС?

Отечественные заводы не особо хотят выпускать нефтепродукты класса «Евро-4». Горючее европейского качества поступает на АЗС, в основном, из-за рубежа. В минувшем году доля импортного топлива на украинском рынке составляла 40%, отмечает Сергей Куюн, руководитель консалтинговой группы «А-95». Однако это не значит, что примерно такой же является и доля нефтепродуктов «Евро-4». Одновременное использование двух стандартов создает серьезные проблемы. «Операторы сетей АЗС не имеют возможности хранить более качественные нефтепродукты отдельно. Они смешиваются с горючим худшего качества и получается продукт, который укладывается только в старые стандарты», – констатирует Олесь Пограничный, представитель компании «Галнафтогаз» (сеть заправок «Окко»). Сам «Галнафтогаз», по его словам, продает только горючее нового стандарта.

Полубензин вместо евробензина

Еще одной проблемой является слабый госконтроль над качеством нефтепродуктов, который позволяет продавать на АЗС топливо, не отвечающее вообще никаким стандартам. Речь идет не только о подпольных мини-НПЗ. Минувшей осенью «Укртатнафта», второй по величине производитель горючего в Украине, наладила активный выпуск «компонентов автомобильного бензина» (КБ-92 и КБ-95). По данным Минтопэнерго, в октябре–ноябре «Укртатнафта» отгрузила покупателям 84 тыс. тонн готового бензина и 96,8 тыс. тонн – КБ-92 и КБ-95. Это позволило компании сэкономить более 100 млн. грн на налогах. Но при этом качество компонентов не дотягивало до нужного уровня – если с октановым числом было все в порядке, то содержание серы, к примеру, превышало норматив старого стандарта в 3–4 раза – 0,04–0,06% вместо 0,015%.

Тем не менее, произведенный полуфабрикат попал на автозаправочные станции. «Если мы проанализируем украинский рынок, то не увидим предложений по реализации этих компонентов бензина. Отсюда вывод: либо они продаются как стандартные топлива, либо используются для смешения с качественными нефтепродуктами», – заключает Дмитрий Зверев, пресс-секретарь «ТНК-BP Украина».

Все это приводит к тому, что на украинских заправках представлен широчайших спектр видов топлива – от качественного горючего («Евро-4», «Евро-5») до нефтепродуктов, которые не соответствуют даже украинским стандартам 1999–2001 годов, а также откровенной «бодяги». По оценке «ТНК-BP Украина», доля дизтоплива стандарта «Евро-4» и выше на украинском рынке достигает 55%. Но при этом приставки «евро» или «премиум» вовсе не гарантируют повышенного качества. Специальные государственные требования к топливу с таким названием отсутствуют. Стандарт 2007 года называется «Бензины автомобильные повышенного качества» (аналогичный образом назван и стандарт дизтоплива), а такой надписи на АЗС не увидишь. Поэтому некоторые заправки продают горючее «Евро-4» под маркой обычного бензина и дизтоплива. А некоторые под названием «премиум» реализуют некачественный продукт.

Результаты исследования горючего, опубликованные в январе Интернет-порталом «AutoVisio», показывают, что бензин на АЗС крупных сетей, в основном, соответствует стандартам, но только 2001 года (было взято около 500 проб, проверялось содержание только ароматических углеводородов и смол). До нормативов 2007 года горючее все-таки не дотягивает – где совсем немного, а где значительно. Согласно исследованию, риск заправиться «бодягой» существует на некоторых несетевых АЗС. Это первое (по крайней мере, за последние несколько лет) масштабное исследование качества бензина, результаты которого были оглашены публично. Интересно, что в результаты не попали заправки крупнейшего игрока украинского нефтерынка – группы «Приват», которая и контролирует выпускавшую «компоненты бензина» «Укртатнафту» (сети «Укрнафта», «Сентоза», ANP, «Авиас плюс»).

Обещанного три года ждут

Навести порядок на рынке нефтепродуктов помогло бы устранение двойных стандартов. По планам властей это должно произойти менее чем через год. С 1 января 2011 года действие старых стандартов (образца 1999–2001-го) должно прекратиться, и все горючее на заправках обязано будет соответствовать требованиям, которые приближены к «Евро-4». Но радоваться рано – скорее всего, этот срок будет отодвинут.

Дело в том, что отечественные НПЗ в полной мере не готовы выпускать топливо повышенного качества. Без существенных затрат перейти на «Евро-4» может разве что Одесский НПЗ, который был серьезно модернизирован в 2005–2008 годах. На Лисичанском НПЗ требуется реконструкция стоимостью $80–90 млн., и «ТНК-BP Украина» рассчитывает провести ее до конца года. А вот остальным заводам требуется больше времени. 28 января зампредседателя правления «Укртатнафты» Сергей Кошелюк заявил, что предприятие разработало программу обновления мощностей. Ее стоимость – 2 млрд. грн, а срок осуществления – почти три года (до начала 2013 года). По словам Сергея Куюна, инвестиции в устаревшие «Нефтехимик Прикарпатья» и «Галичину», которые также контролирует группа «Приват», должны составить от $500 млн. до $1,5 млрд. в оба предприятия.

Поэтому в конце года правительство встанет перед простым выбором – либо соблюсти сроки введения новых стандартов, закрыв (по крайней мере, на время) четыре из шести предприятий – крупнейших производителей нефтепродуктов, либо отложить введение стандартов.

Второй вариант является гораздо более вероятным. Такое уже случалось. Стандарты, принятые в 2007 году, вступили в силу с 2008 года, и в течение трех лет продолжают действовать параллельно со старыми – чтобы заводы успели провести модернизацию. Но они пока не сделали этого. И нет гарантии, что реконструкция будет проведена в ближайшее время. В отношении «Нефтехимика Прикарпатья» и «Галичины» все просто – нужно много денег. «Срок окупаемости инвестиций слишком длинный. Они начнут приносить эффект не раньше, чем через семь–восемь лет», – полагает Сергей Куюн. А группа «Приват» и раньше не занималась долгосрочными инвестициями в предприятия, ориентируясь на максимальное извлечение из них краткосрочной прибыли.

В случае с «Укртатнафтой» модернизацию тормозит борьба за право собственности. Завод контролирует группа «Приват», владеющая 19,45% акций через компанию «Корсан» и стремящаяся увеличить свою долю. В то же время 43,05% акций принадлежит государственному НАК «Нафтогаз Украины». Претендентами на завод являются правительство Татарстана и российская компания «Татнефть», которые ранее контролировали более 50% «Укртатнафты», но потеряли свою долю в ходе судебных битв с «Приватом». Борьба за формально государственную «Укртатнафту» длится более 10 лет, и за это время завод превратился из современного НПЗ в устаревшее предприятие.

"ЛБ" Справка. Где производят «Евро-4»

Из шести крупных украинских производителей только один делает бензин, который почти дотягивает до стандарта 2007 года – это Одесский НПЗ, принадлежащий российскому «Лукойлу». С дизтопливом ситуация несколько лучше. Кроме Одесского НПЗ, «евродизель» выпускает также Лисичанский НПЗ (владелец – российско-британская ТНК-BP). В минувшем году 70% произведенного в Лисичанске дизтоплива соответствовало «Евро-4». А остальные предприятия не всегда вкладываются даже в стандарты образца 1999–2001 годов.

Нефтепродукты, которые Украина импортирует из Литвы, Румынии или Польши, отвечают требованиям «Евро-4» и «Евро-5». С горючим из Беларуси и России сложнее – часть его соответствует «Евро-4» (например, белорусское дизтопливо), а часть – нет.

В 2009 году объем потребления бензина и дизтоплива в Украине составил около 10 млн. тонн. По оценке консалтинговой группы «А-95», объем потребления сократился на 14% по сравнению с предыдущим годом. Около 40% горючего было импортировано, 60% - произведено в Украине. Объем переработки нефти в 2009 году увеличился на 6,1% до 11,5 млн. тонн (по сравнению с 2008-м). По данным Госкомстата, в августе 2009 года в Украине работали 6 205 автозаправочных станций (АЗС). Крупнейшую в Украине сеть заправок контролирует группа «Приват» – около 1,5 тыс. заправок (торговые марки «Укрнафта», ANP, Sentosa, «Авиас Плюс» и др.). В число крупных владельцев АЗС входят также WOG, «Лукойл», Галнафтогаз (торговая марка «ОККО»), Альянс Холдинг (АЗС под маркой Shell). Каждая их этих компаний продает горючее через сеть из 150–400 заправок. Владельцы сетей АЗС являются крупнейшими импортерами горючего.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram