ГлавнаяПолитика

После Давоса

Когда в 1971 году 33-летний профессор Клаус Шваб организовал международную конференцию по вопросам менеджмента, он не знал, во что выльется его инициатива. Постепенно идея доктора Шваба, собиравшего в курортном поселке Давос руководителей крупных компаний с целью обсуждения практических задач в сферах экономики и управления, приобретала новых и новых сторонников. С 1987 года во Всемирном экономическом форуме (новый статус конференций доктора Шваба) стали принимать участие главы государств, ведущие мировые экономисты, политики. Давос стал известен миру уже не только как горнолыжный курорт и место проведения престижных хоккейных матчей на кубок Шпенглера. Более того – не как место написания Робертом Льюисом Стивенсоном знаменитого «Острова сокровищ». Слово «Давос» воспринимается без расшифровок – как место, где раз в год обсуждаются стратегические планы планетарного масштаба, задаются рамки и тенденции развития Земли на ближайшую перспективу, решаются вопросы, связанные с глобаль

После Давоса
Фото: swiss-image.ch

В этом году министры иностранных дел Британии Дэвид Милибэнд и Франции Бернар Кушнер обсуждали вопросы мира и стабильности в Афганистане, Билл Клинтон говорил о ситуации на Гаити, Билл Гейтс рассуждал о том, как накормить планету, лауреат Нобелевской премии Мухаммад Юнус размышлял о проблемах преодоления кризиса и об основных его уроках … В работе юбилейного – сорокового – форума приняли участие президенты Франции Николя Саркози, Польши Лех Качиньский, Израиля Шимон Перес, Словении Данило Тюрк, Колумбии Альваро Урибе Велес и владелец самой крупной частной нефтяной компании Индии Reliance Industries Мукеш Амбани, королева Иордании Рания… Вопросы – разнообразнейшие: от последствий мирового экономического кризиса и установления мира в горячих точках планеты до художественных особенностей фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». Все, что волнует мир, одним словом.

На форуме понимаешь и ощущаешь, насколько несущественными являются те проблемы, которыми забито украинское информационное пространство. Наши СМИ с утра до ночи готовы обсуждать нюансы отставки Луценко и тысячи и один способ фальсификации выборов, спорить о том, сколько процентов может принести Тимошенко переход на ее сторону губернатора Авакова и прочее. За этой местечковой возней в стиле «мне таки есть для вас шо сказать» мимо проходит Жизнь, которой живет планета.

Больно осознавать, что украинские политики высшего уровня не удосужились проявить инициативу относительно того, чтобы Украина была максимально представлена на влиятельном международном форуме. Уже который год представление Украины на подобного рода мероприятиях является прерогативой бизнесмена Виктора Пинчука и его супруги Елены Франчук. Вот и в этом году именно стараниями Виктора Пинчука были организованы конференция «HI-TEACH = Hi-Tech+Philanthropy+Education», посвященная проблемам образования и филантропии, а также украинский ланч, на котором обсудили предстоящие президентские выборы в Украине.

Все фото: pinchukfund.org

В первый день работы украинской секции, выступая с приветственной речью, Виктор Пинчук призвал присутствующих к конструктивному диалогу, который должен показать роль и место филантропии в нынешнем мире. Джон Секстон, президент Университета Нью-Йорк, акцентировал внимание на проблемах образования и филантропии. Ссылаясь на своего учителя, известного философа Тейяра де Шардена, который употреблял термин «планетизация» задолго до того, как мир заговорил о глобализиции, мистер Секстон призвал поговорить о том, насколько глобализация будет содействовать улучшению качества образования. Изобретатель Википедии Джимми Вейлс рассказал об успехах его детища и о значении глобальных сетей Интернет в мире. «Нельзя подменить Интернетом реальную жизнь, заменить библиотеки, школы, университеты. Интернет может только расширить образовательные возможности», – констатировал Д.Вейлс.

В данном контексте президент Intel Foundation Шелли Эскви говорила о перспективах развития Интернета в странах третьего мира – в частности, в Нигерии и других странах Африки. «Образование должно быть одинаково доступно как в США или Европе, так и в Африке или Азии», – резюмировала докладчица. Мелинда Гейтс (супруга Билла Гейтса) предложила не сосредотачиваться исключительно на проблемах третьего мира: «В США существует проблема, на которой постоянно акцентируем внимание – доступность образования. Только треть учеников реально имеют возможность продолжить свое образование в колледжах и университетах по окончании школы. Если говорить о качественном образовании – то это прерогатива исключительно единиц. Именно поэтому мы рассматриваем возможность создания онлайн-лекций, когда лучшие профессора могли бы читать свои лекции по Интернету для всех желающих».

Президент Израиля Шимон Перес, в свою очередь, призвал построить систему образования таким образом, чтобы учащиеся больше рассуждали о будущем, чем о прошлом. Зачем детям знать обо всех битвах Наполеона? Об этом они могут прочитать в Интернете. А вот о том, как развивать общество – причем, не оглядываясь на клише прошлого времени, – должны говорить и думать учителя и мы с вами. Перес рассказал о том, как развивается система образования в Израиле и как совмещаются служба в армии и образование – солдаты должны не только служить, но и проходить учебу в специальных лагерях. «Где взять деньги на образование? Я обращался к государственным структурам. Говорил, что на определенную программу необходимо $2 млн. Мне отвечали: «Где мы их возьмем?». Но когда я обращался к филантропам, они без проблем расставались с 50 млн.», – отметил Перес.

Обращало внимание то, что в условиях, когда Украина на международной арене если не стала полным изгоем, то существенно подорвала свой имидж из-за недальновидной и непоследовательной политики (политики пустых форм), которую демонстрируют нынешние лидеры, именно представители крупного украинского бизнеса играют роль полпредов интересов страны на международной арене. Именно не государства (государство Украина в Давосе не было представлено), а страны – на уровне общественных и личных инициатив. Украинская делегация в Давосе как бы говорила миру: не стоит отворачиваться от Украины только потому, что у нас такие политики. Украина – потенциально интересное государство. И то, что и Билл Клинтон, и Шимон Перес посетили украинские мероприятия, говорит в пользу перспектив Украины и далее вести диалог с внешним миром, как бы ни старались делать обратное наши президент и кандидаты в президенты.

Кстати, относительно кандидатов. Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Сергей Тигипко и Арсений Яценюк смогли презентовать свои программы и свое видение дальнейшего пути развития Украины перед широкой мировой общественностью. Тимошенко и Янукович – с экранов телевизора (был организован телемост), Яценюк и Тигипко – вживую. Кажется, большинство наших политиков не понимают, что они выступают в Давосе, а не в Чернигове. Перед ними – не их избиратели, а будущие политические и экономические партнеры. От кандидатов требовалось представить не предвыборные обещания, а конкретное видение проблем и путей их решения. Вместо этого Тимошенко и Янукович ограничились пустыми декларациями о демократии, социальной защите, инвестиционном климате. Поупражнявшись в знании красивых и правильных слов, кандидаты оставили у гостей ощущение пустоты и неопределенности.

Но есть положительный момент: Виктор Пинчук представил миру будущего президента Украины. И тех политиков, которые будут определять судьбу страны и государства в ближайшие пять лет. Мир смог лично убедиться, что в Украине существуют проблемы похлеще мирового экономического кризиса: наши политики – мелочные, пустые, недалекие, не понимающие сути глобальных вопросов, выпавшие из мирового контекста. Тигипко и Яценюк оставили у присутствующих более положительное впечатление, чем те, кто завтра возглавит страну. Отсюда у мира появилось понимание: делать ставку необходимо не на Януковича или Тимошенко. Делать ставку необходимо на те силы и процессы, которые сегодня в Украине только зарождаются. И даже всерьез заявляют о своем желании проявиться.

Именно этот лейтмотив звучал в кулуарах Давоса.

Кстати, в этом году в Давосе не было российской секции. Россияне разделились во мнениях на этот счет. Одни критиковали организаторов, вторые гордились (мол, это признание особых заслуг России и особого статуса – нет же отдельных секций США, Франции или Великобритании!). Если бы не старания украинских предпринимателей (не занимающих никаких государственных постов – учтите!), то про Украину в Давосе и не вспомнили бы. Таковы суровые реалии – мы не фактор мировой политики, а только факт… И тогда бы наши государственные мужи с умным видом говорили бы нам: «Все нормально! То, что в Давосе отсутствует Украина, – признак наших высоких достижений и нашего высокого развития».

Ну, почти так же, как об этом говорят в России. Чего-чего, а лицемерия нам не занимать…

Кость БондаренкоКость Бондаренко, Інститут української політики
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram