ГлавнаяПолитика

Николай Баграев: «Артисты делятся своей гражданской позицией в рамках разумного – никого не грузят»

Избирательные кампании в нашей стране давно превратились в шоу. Не только в переносном смысле слова – в прямом тоже. Красивая «картинка» со съезда, «человеческое лицо» кандидата, артисты-агитаторы значат порой больше содержательной программы, идеологических убеждений и стратегических намерений. Соответственно, те, кто умеет все эти блага кандидатам обеспечивать, ценятся на вес золота.

В БЮТ такой человек – Николай Баграев, широко известный в узких кругах не столько политической деятельностью, сколько тем, что является почетным президентом фестиваля «Таврийские игры», а еще своими навыками маститого пиарщика. Он – бессменный организатор всех публичных бенефисов Тимошенко: концертов, съездов, праздничных мероприятий. Да и автор идей, зачастую, тоже. В 2009-м апогеем деятельности Баграева стал всеукраинский тур «З Україною в серці!», задавший тон кампании ЮВТ в целом. От традиционных электоральных агит-вояжей его отличают небывалые прежде размах и масштаб. В 2009

Николай Баграев: «Артисты делятся своей гражданской позицией в рамках разумного – никого не грузят»

«Кто бы ни выступал, все равно Юля – хедлайнер!»

На Западе выборы давно превратились в шоу: состязание форм – не смыслов. Украина идет по тому же пути. Вам не кажется, что это примитивизирует, сводит на нет саму суть избирательных кампаний?

Наоборот, при данном подходе форма и смысл дополняют друг друга. Мы комбинируем элементы кампании, связанные с содержательными смыслами и связанные с шоу. Они одинаково важны. Таким образом, доносим нужный месседж до людей с разными формами восприятия и анализа информации.

Безусловно, важна программа, стратегия кандидата, но и то, что связано с «картинкой», недооценивать не стоит. Зрительное восприятие – оно ведь самое сильное с точки зрения психологии. Важен вопрос, каким сделать шоу. Можно потратить огромное количество денег и не добиться результата, а можно все сделать продуманно, недорого, но качественно и эффективно. А тенденция – да, существует. У нас лет 10, в России – лет 15.

Фото: www.tymoshenko.ua

Прежде БЮТ ограничивался выступлениями Пономарева и Матвиенко на съездах. С 2004-го памятны песни Майдана. Однако ранее туров масштаба «З Україною в серці!» никто не устраивал. Почему решили столь серьезно поставить на него именно сейчас?

«З Україною в серці!» – это, прежде всего, философия. Все, что делается командой Тимошенко, содержит эту философию. Акция «З Україною в серці!» – целый ряд разноформатных мероприятий, объединенных одной идеей. Форма разная, философия одна – «З Україною в серці!». Тут восемь проектов, собравших более тридцати известных артистов.

Для обычного агитационного тура достаточно было бы пригласить пять-шесть артистов. У нас же задействованы и самые топовые исполнители – от Александра Пономарева до Потапа с Настей, и рок-легенда Олег Скрипка, который прежде в политических проектах предпочитал не участвовать; и оперный певец Годо – ранее малоизвестный в Украине, который пришел к нам сам, желая как-то помочь кампании Юлии Владимировны; и Нина Матвиенко, Павел Зибров, Тарас Петриненко – артисты, работающие для более зрелой аудитории; Ада Роговцева ездит со спектаклями…

То есть охвачены разные жанры, возрастные категории. Спланировано все как целостная промокампания: от географии тура до каждого имиджа в «наружке», до каждого интервью в СМИ. Классическая схема акции в отдельном городе такая: утреннее прибытие артистов, пресс-конференция, часа три уходит на PR-активности, саундчеки (при любой погоде – живой звук), концерт.

Задачей ставилось создать целостный, позитивный образ нашего кандидата, рассказать об успехах и достоинствах, а не работать на негативе, критиковать конкурентов. Согласитесь, выполнить ее лишь с помощью концерта нереально. Артисты, конечно, делятся со сцены своей гражданской позицией, мыслями, но в рамках разумного – никого не нагружая.

Завтра они уезжают, а в районном центре все остается по-старому – та же беспросветная серая тоска.

Люди видят: мы работаем качественно, искренне стараемся создать им праздник. Фальшь, халтура тут недопустимы. Только так до людей действительно можно донести какие-то мэсседжи, в чем-то их убедить или переубедить. Поверьте, позитив и радость, которую они получают, не исчезают на утро, а остаются в памяти надолго. Вообще мы работаем на то, чтобы у нас была возможность дарить людям праздник почаще, не только в предвыборный период.

Сложно поверить в искренность агитации артистов. Желание подзаработать в кризис наверняка первично.

В нашей команде – успешные и востребованные артисты. Даже в кризис у них 2–3 коммерческих концерта в неделю. И это, признаюсь, создает немалые трудности при планировании мероприятий. Но мы находим общий язык, относимся с пониманием друг к другу.

То, что делают артисты, я бы не называл агитацией. Здесь больше подходит слово «поддержка». Каждый поддерживает так, как это ему присуще. Ничего неестественного нет. Делать какие-то определенные заявления, говорить конкретные вещи никто никого не заставляет, уж поверьте. Ани Лорак, например, говорит мало, но эмоционально. Тина Кароль любит вставлять комплименты Юлии Владимировне прямо в свои песни, Потап много шутит, Руслана и Пономарев рассказывают о серьезных вещах, вспоминают о Майдане, Витя Бронюк из ТиКа сочиняет стишки, как, например, этот: «Не тримай в кишені дулю – відкрий серце, будь за Юлю!» Такой свободы действий явно не было ни в одной предвыборной кампании. И такой демократичный подход явно артистам по душе.

Фото: Из личного архива Николая Баграева

Пестренький коллектив…

В команду вошли те, кто действительно хотел поддержать Юлию Владимировну. Кто-то из артистов не был знаком с ней лично, они познакомились – у ребят остались ярчайшие впечатления, они просто влюбились в нее по-человечески и об этих своих впечатлениях рассказывают теперь, в том числе публично.

Многих поразило то, что Тимошенко, отработав целый день в регионе, вечером не просто находит время приехать на концерт – выступить, но и в уже нерабочее время пообщаться с людьми. А потом и с артистами: она каждому уделяет внимание, затем еще возвращается в Киев – с утра у премьер-министра опять плотный график. Их удивляет и ее работоспособность и то, что она общается с ними на равных – без премьерского официоза. Они очень сдружились за это время, стали единой командой.

Разве можно донести что-то серьезное в перерыве между Потапом и Билык?

Чаще всего Юлия Владимировна выходит на сцену в конце акции перед финальной песней, которую, кстати, поет вместе с артистами.

Ее речи всегда продуманы и близки местной публике – она говорит об их городе, о них самих или о свежих впечатлениях, как это было с визитом к папе римскому. Это интересно слушать. Если площади неинтересно – люди начнут свистеть, вы же знаете. Или уходить. У нас подобного ни разу не было. Вот пример: люди знают, кто должен выступить у них на площади. Все звезды отпели, понятно, что никого больше не будет, но народ не расходится – они ждут Юлю. Скажу больше, в тех городах, где ее не было, люди даже обижаются: мол, мы думали, что она и к нам приедет. Как говорит Фагот из ТНМК, кто бы ни выступал, все равно Юля – хедлайнер! Поэтому мы довольны. Задача-то какая ставилась? Привлечь молодого активного избирателя.

Справились?

Да. Если приезжали в районный центр с населением, скажем, в десять тысяч, то те же десять тысяч человек на концерт и приходили – еще и из окрестных городков съезжались. Кстати, не только молодежь – люди среднего и старшего возрастов.

«З Україною в серці!» сегодня на слуху почему? Потому что в регионах артисты не просто выступают, но общаются непосредственно с людьми – идут в народ после концертов, дают пресс-конференции, интервью, ходят на эфиры. Кстати, сами концерты мы транслируем в прямом эфире местного телевидения. До нас этого никто не практиковал. То есть после выступления еще идет волна мощного пост-пиара.

Так кто кого больше пиарит: артисты – Тимошенко или Тимошенко – артистов?

Взаимно. (Улыбается.) Благодаря туру «раскрутился» тот же Влад Цветаев, допустим. Песня «Алое сердце», родившаяся у него за одну ночь и ставшая гимном тура, нам очень понравилась. Артисту ведь важно промо в СМИ. А у нас оно объемное и качественное. Исполнитель никаких затрат не несет.

Фото: www.tymoshenko.ua

«У Януковича Могилевская не чувствовала себя членом команды, а от Тимошенко вышла с горящими глазами»

Грамотный концертный пиар может «поднять» любого кандидата или все зависит от личности? Если бы, допустим, при таком антураже из-за кулис появлялся Янукович – не Тимошенко, его бы тоже на ура встретили?

Не думаю. От кандидата многое зависит. Оппоненты тоже устраивают в областях концерты, возят с собой на митинги артистов, но эффекта, подобного нашему, не добиваются.

Там масштабы не те. У Януковича – Повалий, Винницкая…

Понимаете, можно вложить много денег, обеспечить свет, звук, сцену, но все равно не получить того эффекта, которого может добиться сплоченная команда профессионалов за деньги, значительно меньшие. Пример: съезд БЮТ на Майдане стоил отнюдь не дороже съезда ПР в МВЦ на Броварском – с учетом хотя бы аренды МВЦ. Только у нас получился съезд-праздник, яркая «лайвовая» картинка, у них – собрание партхозактива.

Сложно вычислить КПД подобных концертов, туров. Затраты велики, но не факт, что фанаты Пономарева проголосуют за Тимошенко.

Как не факт, что сторонники кандидатов демократического лагеря, не попавших во второй тур, поддержат ее во втором. Точно подсчитать действительно сложно, но судя по количеству людей, собиравшихся с нами на площадях… То есть мы рассчитываем на три составляющие: высокую явку, мобилизацию собственного актива на местах и привлечение молодежи. Выборы покажут – недолго осталось ждать.

Уж точно не факт, что фанаты Могилевской, ранее агитировавшей за Януковича, сменят политические симпатии вслед за ней.

Об участии Могилевской в туре пресса писала особенно много. Мол, решающим фактором стала сумма гонорара… На самом деле это не так. Мы знакомы с Наташей давно – общались и на эту тему. Она много лет поддерживала «Регионы» – выступала, агитировала за них, но членом команды так и не стала. Не было этого чувства приобщенности к общему большому делу, элементарной человеческой коммуникации. По крайне мере, я данную ситуацию понял так. Могилевская не была знакома с Тимошенко, я их познакомил. Общение с Юлией Владимировной произвело на нее огромное впечатление – вышла от нее с горящими глазами. Так она оказалась у нас. Кстати, аналогичная встреча с Тимошенко состоялась и у Олега Скрипки.

Мы уже обсуждали: коллектив получился пестрый. Сами-то вы какими критериями подбора артистов руководствовались? Отказывали кому-то?

Нет, никому не отказали. Все, кто хотел нас поддержать, – все с нами.

Песни, сочиненные специально «под Юлю» – условие контракта или тоже – личная инициатива исполнителей?

Личная инициатива. Мы подобных условий не ставили. К тому же никаких контрактов не существует. Эта свобода действий – большая фишка тура! Она подталкивает к креативу. По ходу тура «З Україною в серці!» появились многие вещи, серьезно усиливающие философию проекта.

«Рождественские встречи» с Пугачевой, например. Да?

Нет, не придумывались они под выборы. Просто у Аллы Борисовны с Юлией Владимировной была своя история отношений, и когда Алла Борисовна захотела провести «Встречи» в Украине, Тимошенко идею поддержала. Согласитесь, поддержка премьер-министра страны – факт немаловажный. Понятно, что Юлия Владимировна пришла на концерт. Все знали об этом заранее. Ну а то, что происходило в зале – с Басковым, Киркоровым, это экспромт – не заготовка. Я рядом сидел – видел.

Фото: www.tymoshenko.ua

Кстати, почему-то никто не говорит о том, что в российской телеверсии «Встреч», прошедшей по каналу «Россия» (будет еще повтор), прозвучало 18 песен украинских артистов. Из них половина – на украинском языке! Впервые за все время, между прочим. Россияне открыли для себя, таким образом, многих наших исполнителей, ведь кроме Сердючки, Скрипки, Ани Лорак, Потапа с Настей украинских звезд они мало знают.

Зато о том, что большинство из этих 18-ти – участники акции «З Україною в серці!», у нас говорят много и обстоятельно, хотя в телеверсии «России» есть и Лобода, и Джамала, и Повалий.

Знаю, у БЮТ были договоренности с Максимом Галкиным относительно его ТВ-проекта в Украине. Почему они сорвались?

У БЮТ таких договоренностей не было, были мои личные контакты с Максимом. Еще до кризиса он подготовил для ТРК «Украина» собственный проект – комедийный, абсолютно неполитический. Ведь в России у него своего проекта на телевидении нет – какие-то разовые вещи, и он хотел попробовать поработать тут. Но из-за кризиса ТРК «Украина» от идеи отказалась, вот мы и рассматривали возможность предложить ее другим отечественным каналам.

Фото: www.tymoshenko.ua

«Я лично артистам пообещал: победит Юлия Владимировна – все вместе поедем по стране с “туром победы”»

Кому изначально принадлежала идея «З Україною в серці!», вам?

Идея коллективная, но генерировала ее Юлия Владимировна. Решили, что эффективнее всего обеспечить поддержку молодежи можно именно таким образом. Если многие популярные артисты – симпатики Тимошенко, если они рассказывают об этом на красочных, профессионально поставленных концертах, с которыми приезжают даже в самые маленькие городки, для людей это, все-таки, аргумент серьезный.

Техническое исполнение задумки – ваша команда «Таврийских игр»?

Правильно сказать – выходцы из «Таврийских игр». Многие уже выросли, имеют компании, кто-то стал депутатом. Обеспечение акции взял на себя Благотворительный Таврийский фонд, плюс – субподрядчики, с которыми мы годами сотрудничаем.

Да, в основном это команда, работающая на фестивале «Таврийские Игры», но появились и новые партнеры. Команды фестиваля для такого масштаба недостаточно. Отношения у нас выстроены на дружбе, на доверии – никто ни у кого не ворует, не обманывает, вот и получается красивая, красочная картинка, которая так дорого выглядит.

А сколько стоит?

Я сейчас точные цифры не могу называть, но по окончании тура обещаю сделать это – специально для «Левого берега». В любом случае, миллионы, о которых пишут СМИ, – бред.

Об условиях с артистами договариваетесь индивидуально или есть какие-то фиксированные суммы?

Неоднократно мы уже заявляли: денежных отношений нет! Есть другие нематериальные договоренности и они, конечно же, индивидуальные. Многих интересует промо в медиа, к которым я имею отношение. А в общем, есть хорошая реплика от артистов: «Решите на законодательном уровне вопрос с авторскими отчислениями, и мы будем зарабатывать в сотни раз больше, чем можно заработать на всех выборах вместе взятых!»

На эту проблему Тимошенко обратила внимание и обсуждала ее со многими участниками тура еще задолго до выборов. И этот вопрос решается. Это очень сильно повлияло на артистов. Плюс поддержка индивидуальных проектов артистов (социальные инициативы Русланы, создание dolby surround – студии дублирования фильмов на украинский язык, это проект Пономарева, и т.д.) – это тоже помогло участникам тура почувствовать, что их, по крайней мере, выслушивают.

А премия вроде «тринадцатой зарплаты» в случае победы Тимошенко предусмотрена?

Предусмотрен бонус-тур. Я лично артистам пообещал: победит Юлия Владимировна – все вместе поедем по стране с «туром победы» – поблагодарим избирателей.

Фото: Из личного архива Николая Баграева

Важнее самих сумм – источники их поступлений. Агитация исполнителей за Тимошенко проходит через ее избирательный фонд?

Непосредственная агитация – борды, ролики звезд с мэсседжем «Тимошенко – мой президент!» – да. Все официально – это легко проверить. Косвенная – концерты, поездки – средствами Благотворительного Таврийского фонда.

Сколько стоит собрать звезд на Майдане в ночь с 31 декабря на 1 января?

Возникла идея: встретить Новый год всем вместе, ведь мы – как я уже говорил – очень сдружились за это время. Кто смог – был на Майдане, кто был занят на корпоративах, вечеринках – нет. Ну, а кто-то из ребят выступал до Нового года, потом уезжал на другие,

заранее запланированные мероприятия. Такого, чтоб кто-то попросил за эту ночь пятикратный гонорар, – нет, такого не было. В результате в Новый год нам удалось собрать на главной площади страны более десятка популярных исполнителей первой величины. Ничего подобного Майдан раньше не видел.

Тимошенко обвиняют в попытке его узурпировать.

Почему же? Агитации как таковой не было. Речь Тимошенко была совсем короткой – праздничной. Мы убедили ее: выступление должно быть именно «живым» – не в записи. Впрочем, даже оно в маленький отрезок времени, выделенный нам телеканалами, попало не полностью.

Съезд вы тоже на Майдане проводили. Стремление Юлии Владимировны закрепить за собой бренд «Майдана» понятно, однако в 2004-м люди вышли на площадь не за конкретного политического лидера – за свои убеждения. Потому сегодня «претензии» Тимошенко или Ющенко на Майдан, мягко говоря, несостоятельны. Как, по-вашему, кто из них двоих, он или она, больше повинен в развале большой демократической команды?

Тимошенко – единственный представитель демократических сил, который борется за сохранение правильных идеалов Майдана, и, на мой взгляд, абсолютно заслуженно весь позитив Майдана-2004 ассоциируется с ней. Она – борец за идею, за страну. В то время как все остальные борются с ней и реально мешают работать.

«Перед вторым туром артисты будут просить людей прийти на участки – чтобы повысить явку»

В любом случае, после первого тура на Майдане окопается ПР – заявку в КГГА уже подали.

Цели оккупировать площадь – постоянно проводить там какие-то мероприятия – у нас не было. Хотя перед вторым туром мы еще планируем на Майдане одно мероприятие – красивое, яркое.

Сам тур продолжится?

Конечно. Возможно, будут какие-то незначительные изменения формата. Думаю, у артистов появятся новые месседжи. Например, призыв обязательно прийти на участки 7 февраля, направленный на повышение явки.

Вы уже всю страну объехали?

Практически. Многие участники тура буквально открыли для себя Украину, особенно – маленькие городки, районные центры. Рени, Ширяево Одесской области, Вильнянск Запорожской, Богодухив Харьковской, Новотроицкое Херсонской, Кузнецовск Ровенской, Виноградово Закарпатской, к примеру.

Фото: www.navsi100.com

Есть разница восприятия артистов на востоке и западе?

Нет. Абсолютно. Раскол страны, особенно по языковому принципу, – выдумки политиков.

Раньше мы анализировали, кого из артистов лучше примут в Донецке, кого – во Львове, но в целом это, как оказалось, не настолько значимо.

Вот характерный пример. У нас шел рождественский тур, его проводила Руслана. Программа была менее политизирована: колядки, рождественские песни. Так вот, в сам Львов по просьбе львовян прислали Потапа и Настю. Встречали их очень тепло. Как и Руслану, поющую на украинском в Крыму. Так что в последние месяцы мы никакого разграничения уже не делали.

У вас и так артисты закреплены за территориями – подобно тому, как народные депутаты отвечают за определенные округа.

Это была их собственная инициатива, ведь сначала наши исполнители числились доверенными лицами Тимошенко в ЦИК. Однако закон предписывает доверенным лицам выполнять множество бюрократической рутины. Решили: от работы на конкретных территориях пользы будет больше.

Мозговой центр пиар-команды БЮТ это вы, Абдуллин, Медведев…

Прежде всего, это Юлия Владимировна, глава штаба Турчинов, Чепинога, Кондратюк, Грынив, Уколов, Левенец, Павленко и еще целая команда профессионалов.

Этот центр придумал слоган «Вона»?

Да, это – продукт коллективный. Однако он бы никогда не появился сам по себе, без того, что «Вона – це Україна».

А ролики – «Он начал воровать с шапок, закончил “Межигорьем”» – тоже? Вы же говорили: нельзя кампанию строить на негативе.

Я не знаю истории их появления. Я к этому отношения не имею. Я – только по позитиву!

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram