Страновой потолочный рейтинг был также понижен с B до B-, краткосрочный РДЭ подтвержден на уровне B.
"Недавнее принятие парламентом не соответствующего имеющимся у страны средствам закона о минимальном размере заработной платы и пенсий, который, согласно МВФ, может добавить 7% от ВВП к дефициту бюджета на 2010 г., фактически привело к невыполнению условий программы МВФ для Украины и существенно увеличило риски для бюджетного финансирования, макроэкономической стабильности и кредитоспособности", - отмечает директор в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам Дэвид Хеслам.
В последние две недели парламент Украины принял новый закон, увеличивающий минимальный размер заработной платы и пенсий, и Президент Виктор Ющенко отказался наложить на закон вето, как того просил МВФ. Кроме того, правительство подало в парламент проект бюджета на 2010 г. с дефицитом в 8% ВВП. При этом согласно обязательствам по программе МВФ дефицит бюджета должен составлять 4% (с учетом операционного дефицита находящейся в государственной собственности энергетической компании НАК "Нафтогаз Украины" (рейтинг "CCC"/прогноз "негативный"). Кроме того, правительство фактически отошло от обязательства, взятого на момент второй проверки выполнения условий программы МВФ в июле 2009 г., по повышению розничных тарифов на газ, в результате чего, по прогнозам Fitch, дефицит в 2009 г. может достичь около 8,5% ВВП (11% включая "Нафтогаз") в сравнении с целевым уровнем в 6% ВВП (8,6% включая "Нафтогаз").
"7 ноября с.г. директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что, если украинские власти не изменят проводимую политику, программа МВФ может быть приостановлена до окончания президентских выборов в январе. На состоявшейся 10 ноября с.г. встрече между ведущими лицами, отвечающими за принятие политических решений, из правительства, Национального банка Украины (НБУ) и Секретариата президента договоренность об изменении политики, похоже, не была достигнута. Хотя нельзя исключать, что такое изменение произойдет - премьер-министр Юлия Тимошенко вчера сказала, что она надеется, что суды оспорят закон - это не является базовым сценарием. Кроме того, политическая динамика указывает на то, что перерыв в кредитовании от МВФ может затянуться, в особенности в случае второго раунда президентских выборов в феврале, а затем, возможно, парламентских выборов и задержки, вызванной формированием нового правительства", - говорится в сообщении агентства.
Заметное повышение бюджетного дефицита и потеря основного источника финансирования при приостановке транша МВФ на сумму 4 млрд долл., который должен быть предоставлен 15 ноября, оставляет Украину с существенным разрывом бюджетного финансирования. Представляется, что покрывать дефицит за счет заимствований на внутреннем или международном рынке будет сложным и дорогостоящим для Украины.
Поэтому Fitch считает, что есть повышенный риск, что Украина может в более значительной мере прибегнуть к монетарному финансированию (за счет предоставления НБУ ликвидности банкам), т.е. фактически к печатанию денег. Это, в свою очередь, может подорвать хрупкое доверие к валютной и банковской системе, и/или привести к быстрой потере валютных резервов.
В корне проблемы лежит непоследовательная макроэкономическая политика Украины, так как власти намерены защищать валютный курс, при этом не прибегая к необходимому ужесточению налогово-бюджетной политики, в отсутствие адекватных источников немонетарного финансирования.
Политическая динамика указывает на то, что проводимая политика может не выйти на стабильную траекторию до того, как последует еще один виток финансовой нестабильности. Дальнейшее резкое снижение курса гривны усилило бы давление на затронутую кризисом банковскую систему Украины.
Показатель проблемных кредитов достиг 30% на конец июня 2009 г. (согласно данным МВФ), на что оказало существенное воздействие сокращение ВВП на 18% во II кв. 2009 г. (относительно того же периода предыдущего года) и снижение курса гривны почти на 60% с сентября 2008 г. (повлиявшее на те 54% кредитов, которые номинированы в иностранной валюте).
Несмотря на рассмотренные сложности, кредитоспособность Украины поддерживается низким уровнем погашений по государственному долгу. Украина произвела выплаты по суверенным облигациям на сумму 1,2 млрд долл., сроки погашения по которым наступали в августе и сентябре 2009 г., продемонстрировав готовность платить.
Теперь у Украины есть пауза в погашении еврооблигаций до облигаций в иенах на сумму около 0,4 млрд долл., срок по которым наступает в декабре 2010 г., и облигаций на сумму 0,6 млрд долл., срок по которым наступает в марте 2011 г. Валовые валютные резервы составляют 28 млрд долл.
Улучшающиеся глобальные перспективы предоставят определенную поддержку экспортным отраслям Украины. Пока показатели пролонгации по внешнему долгу частного сектора являются относительно высокими и превышают 80%.