Что помешало остановить Загунис?
У нее опыта побольше. И, как докладывает разведка, Мэриалл поедет на Олимпиаду в Лондон, а только потом собирается завершить карьеру. Но побеждать ее можно и сейчас. Не буду загадывать наперед, но спортивной злости во мне еще очень много.
В 18 лет, выиграв Олимпиаду и получив солидные премиальные, вы вдруг стали кормилицей семьи. Ощущаете груз ответственности?
Не очень, потому что дома мой статус не изменился. При этом все честно заработанное отдаю родителям, а уже они решают, что и куда тратить. Правда, со мной советуются.
Фехтование ведь не самый денежный вид спорта?
Это точно. Заработки футболистов, теннисистов нам могут только присниться. Например, на этапах Гран-при за победу дают около тысячи евро. Выиграешь чемпионат мира или Европы - тут уже государство поможет.
Свой первый заработок помните?
Мне тогда было 14 лет, мы долго были на сборах, и я никак не могла забрать зарплату. В итоге за четыре месяца набежало 4 тыс. грн. Сумма показалась просто гигантской.
Вам когда-нибудь предлагали выступать за другую страну?
Ни разу, да и бесполезно: я - патриот Украины. Кстати, в фехтовании переманивание спортсменов не очень распространено.
Возможно, потому что этот вид спорта не пользуется большой популярностью?
В нашей стране - так точно. Вот я в этом году удачно выступила сразу на нескольких этапах Гран-при: три раза была в четверке. Думаете, об этом можно было услышать в теленовостях?.. Зато самых разных футболов, Кличко - в избытке. Обидно, конечно.
На фехтование ходит много зрителей?
По-разному. Вот в Турции было как кот наплакал. Из Украины приехала небольшая группа поддержки, но в пустом зале ее было слышно будь здоров. Вспоминаю другой чемпионат мира - в Италии. Там зал был битком набит, гул стоял такой, что слова соседа нельзя было разобрать. В Италии этот вид спорта действительно любят, спортсменов узнают на улицах. А нас никто не знает, хотя лично я к этому и не стремлюсь.
В прошлом году вы снялись в фотосессии для журнала XXL еще с двумя участницами золотой олимпийской четверки, а недавно признались, что вам не очень-то и понравилось. Почему?
Сама фотосессия как раз понравилась. А вот то, что началось потом... Наверху наш поступок не понравился очень многим. Говорилось, что мы едва ли не осквернили олимпийские награды. Знаете, когда в продаже появился журнал с нами, я была в Москве и увидела журнал MAXIM. Там были очень откровенные снимки двух российских олимпийских чемпионок в синхронном плавании - Ермаковой и Давыдовой - с медалями на голое тело. По сравнению с ними мы - ангелочки. Вы не поверите, но сначала нам предложили фотографироваться в платьях. Мы говорим: «Как в платьях?!» Сошлись на том, что снимки в нижнем белье тоже будут. Но они весьма скромные. Кстати, главный тренер сборной Вадим Гутцайт отнесся к нашему решению нормально. Правда, потом ему хорошо попортили нервы.
Какую самую серьезную травму вы получали от удара саблей?
В целом бог миловал. Я фехтую в кольцах, и однажды так досталось по пальцу, что кольцо согнулось. Еле сняла потом. А синяки по всему телу для нас - обычное дело.
В родном Николаеве вас знает каждая дворняжка?
Совсем нет. Знают, что есть такая вот олимпийская чемпионка, а в каком виде спорта, не каждый скажет. В основном меня опознают по машине: на ней есть олимпийские кольца и именной номер.
После ваших успехов дети повалили в секцию фехтования?
Особенно это было заметно после Олимпиады. Например, бывшие фехтовальщики приводили своих деток. При этом зал, в котором проходят тренировки, не выдерживает никакой критики. Ремонту там 25 лет, специальных дорожек нет и в помине - они просто нарисованы на полу краской. На одной дорожке занимается 20 человек, и если ты проиграл, то потом сидишь 40 минут и ждешь своей очереди.
А условия на олимпийской базе в Конча-Заспе вас полностью устраивают?
Не совсем, ведь у нас нет личного зала. Мы тренируемся или у дзюдоистов, или у боксеров. Ринг стоит посредине, а мы кладем свои дорожки рядышком. Бывало, что ребята боксируют, а мы тренируемся.
Вы побывали во многих странах. От какой остались самые яркие впечатления?
Самые противоречивые - точно от Кубы. Даже не знаю, как словами описать ту гостиницу, в которой мы жили. Двери в комнатах там не закрывались в принципе. Так что все ценные вещи, документы мы носили собой. Вдобавок тараканы повсюду бегали. А на улицах самыми респектабельными машинами были наши москвичи и жигули. Зато на Кубе оказался очень теплый океан, теплее, чем море. Для меня это было очень удивительно, потому что перед этим мы были в Портленде, и там океан был очень холодным.
Вы заканчивали не школу, а Высшее училище физической культуры. Не испытываете дискомфорта от того, что, скажем так, несколько специфично изучали общеобразовательную программу?
Да нет, все в порядке. Хотя не буду скрывать, что последние два года учебы, по сути, и не была на парах. Несколько раз заходила.
Что последнее прочитали?
«Сумерки» Стефани Майер. Это романтическая история о любви и вампирах. А сейчас читаю «Гарри Поттера» в украинском переводе. Кстати, от перевода самые приятные впечатления.
Где, кроме спорта, хотели бы себя реализовать?
Мне интересен дизайн. Но займусь этим уже после окончания карьеры.
А как долго планируете соревноваться?
Если все будет хорошо, на Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро точно поеду.