ГлавнаяПолитика

Кабинет замминистров

Нет более уязвимого и лояльного человека, чем министр, под которым шатается кресло. В этот период он подолгу, обстоятельно общается с журналистами, каждое свое решение объясняет общественности, но вместо работы в отрасли все больше времени проводит в политических переговорах и консультациях, подписывая по их итогам десятки лоббистских приказов. Более уязвим, пожалуй, только и.о. министра, поскольку полных полномочий еще нет, гарантий и вовсе быть не может, а вот весь спрос – с него.

Правительство Тимошенко за годы независимости установило рекорд по количеству отставленных и «подвешенных» министров. Премьер сознательно жертвует имиджем влиятельного управленца, надеясь усилить неформальный контроль над отраслями. Кроме того, «великое переселение министров» открывает дверь новым договоренностям – как с президентом, так и с Партией регионов. Неслучайно Юлия Владимировна обсуждала государственные дела с Виктором Андреевичем тет-а-тет и назвала разговор «конструктивным». Ведь не о футболе же они говорили!

К кому переходит реальная власть после отставки министров? В 2007-м, когда полного доверия между НУ-НС и БЮТ уже не было, применили квотный принцип. Если руководитель «нунсовский», то его первый заместитель – из Блока Тимошенко. И наоборот. Самые лакомые куски пирога, случалось, оказывались за пределами компетенции министра. Уволенный на неделе глава Минтранса Иосиф Винский, например, не управлял «Укрзалізницею», которая при Георгии Кирпе выступала локомотивом отрасли.

Если до сих пор первые замы выступали в роли смотрящих за своими патронами, то теперь у них появился шанс на собственную игру. Заменивший Винского Василий Шевченко, первый замминистра транспорта, ранее занимался сертификацией аукционов, возглавлял «Укрпротез» и киевский Центр земельного кадастра, работал заместителем председателя центрального исполкома НУ-НС в 2007-2008 годах.  В Минтрансе активности не проявлял. Последние недели провел на больничном, так как Иосиф Винский хотел его уволить. Продержался – и вот осваивает новые высоты.

Валерий Иващенко, первый заместитель министра обороны, попал в не менее скандальную ситуацию. По закону назначать и.о. министра вправе лишь сам министр, а преемнику Юрия Еханурова после его отставки пришлось подписывать указ о повышении самостоятельно. За это Иващенко прессует Генпрокуратура и защищает первый вице-премьер Александр Турчинов.

В Минфине и Министерстве иностранных дел главные кресла заняли опытные чиновники Игорь Уманский и Владимир Хандогий. Они соблюдают баланс в отношениях с премьером и президентом, набирая вес среди подчиненных.

Кроме этого – то есть четырех уволенных совместными усилиями Партии регионов и БЮТ министров, – в Верховной Раде лежат проекты постановлений об освобождении от должностей вице-премьера Ивана Васюныка, министра образования Ивана Вакарчука, министра культуры Василия Воркуна, министра агрополитики Юрия Мельника, министра промполитики Владимира Новинского и министра юстиции Николая Онищука. Собственное заявление об отставке Юрия Луценко в счет не берем, так как депутатские комиссии продолжают изучать обстоятельства франкфуртского дебоша. То есть в подвешенном состоянии, считай, половина Кабинета Тимошенко.

Но ее это не расстраивает. Кабинет министров способен эффективно бороться с финансово-экономическим кризисом и в недоукомплектованном составе, сообщила глава правительства в среду. Реальная власть планомерно перетекает в руки замов, которых, благодаря кадровой работе последних двух лет, хватает.

В 20 министерствах трудятся 140 заместителей – в среднем, это по семь человек на министра вместо бывших при Кучме троих-четверых. Вопрос оппонентов о том, может ли Украина в период кризиса позволить себе такой штат высокопоставленных чиновников, Юлия Владимировна который месяц оставляет без ответа.

Михайлина СкорикМихайлина Скорик, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram