С 1990 по 1995 гг. был начальником штаба — заместителем командира дивизии, комдивом и командиром армейского корпуса. В 1995-м возглавил Национальную гвардию Украины.
С 1996 по 2001 гг. — первый «срок» Кузьмука на посту Министра обороны Украины. В 1998-м получил звание генерала армии.
С 2002 по 2006 гг. — народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны.
В этот же период — с 2004 по 2005 гг. — политик во второй раз побывал главой оборонного ведомства, при этом сохранив за собой депутатский мандат.
На выборах-2006 безуспешно пытался пройти в парламент под № 3 партии «Відродження», созданной ныне покойным бывшим главой «Укрзалізниці» и экс-министром транспорта Георгием Кирпой.
25 мая 2007 года Кузьмук в третий раз стал членом украинского правительства. Антикризисная коалиция одобрила его назначение на должность Вице-премьер-министра, курирующего деятельность силовых ведомств. Предварительно парламент принял отставку Владимира Радченко, который, по официальной версии, столкнулся с рецидивом старой болезни. А по неофициальной — не стал активным и эффективным игроком команды Премьер-министра Виктора Януковича в борьбе с Президентом Виктором Ющенко (в частности, против роспуска Верховной Рады V созыва). Некоторые наблюдатели посчитали, что Кузьмук был введен в состав правительства в противовес пропрезидентски настроенному главе Минобороны Анатолию Гриценко — как человек, который «в случае необходимости» смог бы влиять на армейских генералов.
По итогам досрочных выборов-2007 стал народным депутатом Верховной рады Украины 6 созыва по списку Партии регионов.
С 11 марта 2010 года — советник Президента Украины.
С ноября 2012 года народный депутат Верховной Рады Украины VII созыва, №43 в партийном списке ПР.
21 марта 2014 года и.о. президента, спикер Верховной Рады Александр Турчинов назначил нардепа Александра Кузьмука советником и.о. президента по вопросам обороны.
Уже на посту вице-премьера-«силовика» попал в центр внимания отечественных СМИ, возглавив спасательные работы на месте крушения казахского железнодорожного состава, перевозившего 15 цистерн с ядовитым и огнеопасным желтым фосфором. Катастрофа произошла 16 июля 2007-го в Бусском районе на Львовщине. Уже через пару дней после аварии Кузьмук безапелляционно заявил журналистам, что на всей прилегающей территории население может спокойно пить воду из колодцев, купаться в открытых водоемах, употреблять в пищу «местные» овощи и фрукты. В то же время ряд авторитетных экспертов отнюдь не разделили оптимизма высокопоставленного чиновника, что навело политических оппонентов коалиции и представителей СМИ на подозрение: не идет ли речь о попытке «заговорить» реальную опасность аварии?
02.07.2014