Ивана Купала

Языческий праздник

Ивана Купала Дата: 7 июля

Ивана Купала - традиционный восточнославянский праздник, который отмечают в ночь перед Ивановым днем ​​7 июля (24 июня по старому стилю). В связи с введением григорианского календаря совпадает с церковным праздником Рождества Иоанна Предтечи. Душой праздника является очищение с помощью огня и воды - древнейшая форма магических действий. Один из четырех главных праздников солнечного календаря.

Наши предки праздновали Ивана Купала 20-22 июня, во время летнего солнцестояния. Праздник происходил в период, когда солнце приходило к зениту - самое высокое поднималось над землей, давало больше тепла и света, проявляло свою высшую чудодейственную силу для растительного и животного мира и для человека. Вся растительность достигала своего апогея, все стремительно росло, расцветало, множилось, радовалось жизни.

Праздник приходится на день летнего солнцеворота, поэтому символизирует рождение летнего солнца - Купала, и тем самым завершает господство весеннего солнца - Ярила. В это время небесное светило находится в куполе - наивысшей небесной точке, поэтому дни тогда длинные, а ночи - короткие. Растительный и животный мир получает больше тепла и света, созревают зерна и плоды.

Название праздника

Название "Иван Купала" имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής). Поскольку βαπτιστής, "баптистис" - эпитет Иоанна, буквально переводится как "купатель, погружатель", в народе его звали Иваном Купалой. Такое название праздника было обусловлено ​​и славянскими представлениями: купание означает ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоемах.

Традиции на Ивана Купала

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом стоит отметить, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце. Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, солнце стало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое второе название - Иванов день.

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно. Те, у кого не было по близости водоемов, отправлялись в баню. Однако не все спешили в этот день купаться. Ведь часть народа считала, что в водоемах кроется огромное количество нечисти, которая может и погубить.

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через него. Обязательно огонь разводили около водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год. Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье. Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

Так как природа в этот день обладала особой силой и волшебством, многие женщины пытались сохранить эту магическую частичку на случай болезни или беды. Поэтому после купания все отправлялись за травами. Одни собирали их для гаданий, другие для обрядов, некоторые для того, чтобы впоследствии лечить этими травами себя и близких. Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище. Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи. В этот день они пели песни, произносили заклинания.

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли "марена" или "купала".

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов. С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось - народные поверья с религией.

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее. Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и  кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

Обряды

Часто молодежь приглашала музыкантов, играющих на народных инструментах, на скрипке, цимбалах, свирели.

Главные атрибуты праздника - это Купало и Марена (Марена, Мара, Марина). Согласно славянских мифов Марена - зимнее божество, которое морит землю стужей, а человека болезнями и голодом. Но в народе, в частности на Слобожанщине, ее считали старшей русалкой.

Празднование начиналось с изготовления чучела главных персонажей праздника - Ивана Купала и Марены. Так, на Подолье и Волыни делают Купала из ветки ивы и украшают ее цветами и венками. На Полтавщине в одних населенных пунктах чучело изготавливают из соломы, украшают его ленточками и бусами, в других вместо соломенного чучела сажают ребенка, который играет роль Ивана Купала. На Киевщине и Одесчине его изготавливают из ветвей любого дерева.

Чучело Марены делают в разных регионах Украины в зависимости от традиций, которые там сложились. На Полтавщине, например, его изготавливают из ветвей черноклена, вишни, соломы. На Слобожанщине - из ветвей черноклена и травы.

Взявшись за руки, девушки ходят вокруг Купала и Марены и поют песни. Основная тема этих хороводов - любовь. Мужчины и женщины также сходятся на это зрелище, но в пении не участвуют.

Обязательно разжигают большой костер, через который прыгают девушки и парни в одиночку или парами.

После утопления Марены (иногда топили Купалу) девушки бегут от ребят к воде, чтобы гадать. Они берут свечи, зажигают их и, пристроив к своим венкам, пускают на воду. Пока венки плывут, девушки идут вдоль реки и поют.

Часто ребята пытаются поймать венки. Пары заранее договариваются о том, каким будет венок. Каждая девушка плетет его так, чтобы можно было узнать: вплетают яркую свечу или большой цветок. Если парню удается поймать венок любимой, добравшись до него, вплавь или на лодке, это считается хорошей приметой для их дальнейшей совместной судьбы.

Согласно народному поверью, если венок плывет хорошо и красиво горит свеча, то девушка выйдет замуж, а если он крутится на месте, - то еще будет сидеть в девках, а как утонет - замуж не выйдет вообще. Если же венок уплывет далеко и прилепится к какому-то берегу, то значит, что в той стороне живет ее суженый.

На Полтавщине пущенный на воду венок принимает жених девушки, который хочет на ней жениться.

По народному поверью, венки, в которых девушки принимают участие в праздновании, наделены целебной силой. Поэтому и забрасывали их через голову на крышу дома, а другие хранили на чердаке, веря, что зелье, из которого сплетенный венок, вылечит от всяких болезней.

Приметы на Ивана Купала

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.​

18.05.2017