Если посмотреть на происходящее глазами МВФ и других международных партнеров Украины, можно ужаснуться. В прессе появляется информация, что правительство урезает полномочия одного из ключевых министерств, к слову и так довольно скромные. (Сегодня в правительстве говорят, что ничего такого не планируется, - ред.). А премьер, без экивок, выражает желание в ручном режиме управлять фискальной службой. И все это было лишь демаршем в ответ на довольно будничную просьбу министра финансов назначить ему еще одного заместителя. На попытку Данилюка публично пожаловаться на произвол премьера, тот реагирует не менее эмоционально – увольнением министра. И парламент 254-мя голосами премьера поддерживает.
Все это происходит на фоне нарастающего бюджетного кризиса, в год пиковых выплат Украины по внешним займам, в момент напряженных переговоров страны с кредитором последней инстанции. Что думают международные партнеры, наблюдая эту ситуацию? Как минимум, что украинские политики утратили связь с реальностью и не воспринимают серьезно вероятность, того, что страна окажется на пороге очередного экономического кризиса.
Конечно, на Грушевского найдутся с формулировками и объяснят МВФ, почему был уволен министр, устранивший коррупцию при возврате НДС, внедривший среднесрочное бюджетное планирование, восстановивший бюджетную дисциплину, начавший реформу госбанков, искренние пытавшийся реформировать фискальную службу. Надеемся, для МВФ найдутся аргументы на уровень выше «выноса сора из избы», они то, в отличие от большинства обывателей хорошо знакомы с Данилюком и четко понимают о каком уровне профессионализма и компетенций идет речь. Большой вопрос, примут ли наши партнеры эти аргументы, особенно от человека, который, как писал авторитетный еженедельник "Зеркало недели", одной рукой ограничивает полномочия Минфина (в правительстве это опровергают, - ред.), а другой щедро раздает предвыборные обещания электорату заплатить за няню, подарить коробку с распашонками и при первой возможности повысить минимальную заработную плату. Наверняка для международных партнеров Украины факт того, что премьер вступил в предвыборную гонку одним из первых, не менее очевиден, чем для украинцев. И выводы они будут делать соответствующие – что расходы бюджета будут расти непропорционально доходам, а увеличивать эти расходы будут исключительно для того, чтобы оплатить предвыборную кампанию премьера, увидевшего в себе силы вдохнуть новую жизнь в агонизирующий Народный фронт. Но согласятся ли они кредитовать этот пир во время чумы?
Само по себе принятие закона об Антикоррупционном суде еще не гарантирует нам продолжения программы сотрудничества с МВФ, закон еще должен соответствовать требованиям фонда. И согласятся ли там с компромиссным вариантом, предложенным украинской стороной и проголосованным в парламенте, пока не ясно. Но даже если согласятся. Впереди очень непростые переговоры о приведении цены газа к импортному паритету. Для Гройсмана – это тема болезненная, если цену придется повысить и цифры в платежках вырастут, ему даже коробки с распашонками не помогут. Поэтому украинская сторона намерена предложить кредитору «свежие идеи» реформирования рынка газа и компенсации стоимости для малоимущих слоев населения. Правильно, ту самую схему, которую мы три года назад признали коррупционной и демонстративно от нее отказались.
А главное, эти переговоры с донорами кто-то должен проводить. И видимо этот будет делать лично Гройсман, последними своими решениям окончательно себя дискредитировавший. Переговорам это точно не поможет.
А возобновление программы Украине необходимо уже сейчас из-за нарастающих проблем с выполнением госбюджета и необходимостью погашения внешних обязательств Украины. Так или иначе, нам необходимо будет не только получить транш МВФ, но и привлечь средства у внешних кредиторов. А премьер сделал все для того, чтобы эти кредиты стоили нам куда больше прошлогодних 7%. Даже на новость о предполагаемой отставке Данилюка наши суверенные бонды отреагировали моментально. Дальше будет хуже. Мало кто захочет брать на себя риск, одалживая деньги стране, где уже треть руководителей – это исполняющие обязанности, на госбюджет могут влиять все, кроме Министерства финансов, а премьер принимает решения, руководствуясь эмоциями и ради предвыборной гонки готов сорвать выполнение госбюджета, а заодно и программы МВФ. За такой риск придется дорого заплатить.
В это время латанием дыр в текущем бюджете и версткой бюджета следующего года будет заниматься обезглавленный и урезанный в правах Минфин. Руководителем, еще одной и.о., остается первый заместитель Данилюка Оксана Маркарова, профессиональная и ответственная. Но много ли она сможет взвалить на себя, если свои посты оставят, как уже заявили, два других заместителя Данилюка – Сергей Марченко и Юрий Буца? Еще меньше, если ей на вакантные должности «порекомендуют» своих.
И бюджет следующего года, с большой вероятностью, будет хуже текущего, который мы едва выполняем, и депутатских «хотелок» в него впихнут в разы больше, и дефицит его вырастет и никаких стимулов для роста доходов не появится. Не потому что Маркарова хуже Данилюка, а потому что команда, которой, не без огрех, но удавалось противостоять оголтелому дерибану в парламенте и правительстве – развалилась. А цена вопросов такая, что в одиночку не повоюешь.
В предвыборный год очень важно укреплять полномочия министерства финансов, чтобы не позволить политикам за государственный счет проводить свои предвыборные кампании, но парламент сделал все с точностью до наоборот, максимально ослабив министерств. Каждый из 254-х проголосовавших руководствовался в этот момент своими личными интересами и своих «хозяев», но точно не Украины. И теперь уже смело можно будет говорить и о перспективе дефолта, и о неминуемых бюджетных проблемах последующих лет. И этот кризис будет рукотворным, созданным заботливыми руками премьер-министра.