ГлавнаяЭкономикаДержава

"Спасти рядового пенсионера": какая связь между налогами, пенсиями и местными громадами?

Ключевой проблемой украинской налоговой системы всегда было налогообложение зарплат. Однако при этом всегда указывалась одна фундаментальная проблема, без решения которой не имела шансов выжить ни страна, ни общество. Это – существовавшая в Украине до недавних пор неподъемная налоговая нагрузка на зарплату в виде беспрецедентно высоких отчислений в солидарную пенсионную систему.

Фото: apostrophe.com.ua/Владислав Содель

До декабря прошлого года, оформляясь на работу "по-белому", украинец должен был отдавать больше половины своего дохода в бюджет. Основная часть этих средств уходила на выплату пенсий, а остальное – распределялось по устаревшей сети школ и больниц, где большинство услуг до сих пор не выдерживают никакой критики, но при этом оплачиваются из кармана повторно. Прогноз при таком раскладе подскажет каждый: платящих налоги становилось все меньше, пенсионеров – все больше. И невозможно было представить такой сказочный скандинавский пакет медицинских и школьных услуг, который Украина смогла бы внезапно начать предоставлять уже завтра, чтобы соблазнить своих граждан добровольно отдавать за это 60% дохода. В этой системе, нарастание проблем с дефицитом пенсионного фонда было не столько вопросом времени, сколько вопросом темпов нарастания этих проблем.

Это понимание разделяли почти все, как и необходимость решать проблему сразу с нескольких сторон. Было очевидно, что менять придется многое: вводить накопительное пенсионное страхование, повышать эффективность гос.услуг, улучшать предпринимательский климат, стимулировать экономический рост и, за счет этого, расширять налоговую базу. Но сдвинуться с места было нереально без ключевого шага: принципиального снижения налоговой нагрузки на личный доход.

В налоговой реформе, предложенной Минфином в декабре, была масса нюансов, но один главный сюжет: министерство предлагало снизить в два раза - с 40.6% до 20% - размер единого социального взноса (ЕСВ) с заработной платы. И хотя в конечном итоге, в процесс прохождения через парламент, снижение ставки ЕСВ оказалось более скромным, до 22%, это все равно резко снизило налоговую нагрузку на всех работающих граждан в нашей стране.

О потенциальном эффекте этого снижения сегодня активно говорят уже со всех сторон: многие предприятия заявили, что собираются повысить зарплату сотрудникам благодаря высвобождению средств от снижения налоговой нагрузки. Но есть и обратная сторона медали: такое большое снижение ЕСВ за раз приводит к резкой потере поступлений в Пенсионный фонд Украины, который финансируется за счет ЕСВ. И значит, финансировать этот дефицит придется из госбюджета, ведь помочь Пенсионному фонду в этой ситуации – безусловно, ответственность центрального правительства.

Проблема - в том, что цена этого решения составляет 63 млрд. Это - столько же, сколько весь бюджет сферы здравоохранения в 2016 году (60 млрд). Выделить ресурс на медицину, образование, национальную безопасность и оборону – тоже конституционная обязанность центрального правительства.

Какие бы чистки, проверки, пересмотры отдельных статей не проводил бы Минфин для рационализации расходов, масштаб средств, необходимых для “латания” дефицита в Пенсионном фонде остается огромной проблемой для всего государства. Тем более, что этот дефицит Пенсионного фонда – это не рядовая проблема, не грустное обстоятельство циклического спада, и даже не сложный долговой кризис. Это - скрытая катастрофа, которая уже долгое время назревала под куполом общественной инфантильности, и в любом случае однажды дала бы о себе знать “во всей своей красе”. Предложение решиться, наконец, на ремонт налоговой системы уже в 2016 году означало, что средства нужно было изыскать, ощутимо, а не косметически, сокращая другие расходы.

Фото: www.rbc.ua

И хотя сложный выбор этих шагов - ответственность центрального правительства и парламента, роль местной власти и каждой громады в нужной для всех задаче снижения налогов также очень существенна. В чем именно она состоит? 

Согласно действующим в Украине законам и лучшим международным принципам, местное самоуправление имеет свои, местные доходы (налог на недвижимость, местные акцизы, туристический сбор) и собственные местные расходы (ЖКХ, благоустройство улиц, пожарная охрана и т.д.). Все "делегированные" центром масштабные функции – медицина, образование, социальные услуги - местная власть должна осуществлять за счет передаваемых центром средств (эти средства передаются либо в виде закрепленных налогов, либо в виде субвенций). Поскольку в самом центральном бюджете средств в нынешнем году стало значительно меньше из-за необходимости поддерживать Пенсионный фонд, первая и главная партнерская задача для всех уровней власти - начать общими усилиями рационализацию расходов в "делегированных" секторах.

Сегодня медицина, образование и соц. обеспечение - это черные дыры, качество работы которых стремительно ухудшалось даже в годы резкого увеличения их бюджетов. Принципиальные изменения в этих отраслях требуют не постатейного пересмотра расходов, они требуют революции в том, как организована их система и правила игры. Поэтому ради нужного всем снижения налоговой нагрузки на зарплаты в 2016 году, местная и центральная власть совместно пересмотрели подход к осуществлению «делегированных» полномочий. Уже с нынешнего года в Украине начнутся первые реальные шаги для повышения эффективности распределения средств: оптимизация сети малокомплектных школ с одновременной закупкой школьных автобусов, переход на выделение средств в медицине за достигнутый результат, а не за количество койко-мест в действующих учреждениях.

Безусловно, денег “мало всем, везде и всегда”. Но когда перед центральным правительством стоит амбициозная задача выполнять все свои обязательства, и при этом вдвое снизить ключевой, бюджетообразующий для пенсионной системы налог страны, сделать это оно может только при активной поддержке своих граждан - и украинских громад. Ведь если совет небольшого городка не может “помочь” Пенсионному фонду, он может реально поддержать местную амбулаторию или повысить эффективность расходования средств на местную школу.

Юрий ДжигирЮрий Джигир, советник министра финансов по децентрализации
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram