Однако, и уже принятые законы, и план дерегуляции не касаются двух взаимосвязанных областей: трудового законодательства и детских дошкольных учреждений. Возможно, эта взаимосвязь неочевидна для всех, но ее наличие вполне осознали родители около 3 млн. украинских дошкольников. К сожалению, многие украинские женщины все еще вынуждены выбирать между карьерным ростом и воспитанием ребенка, вместо того, чтобы достигать успеха и в том, и в другом.
Очевидно, что в масштабах страны необходимость такого выбора приводит к более низкой общей производительности труда (хотя, возможно, другие факторы, прежде всего, образование, и являются более важными – см. статьи Тома Купе и Ольги Купец), к дефициту рабочей силы в некоторых отраслях, и наконец, к утрате человеческого капитала и снижению рождаемости (стоит ли долгие годы учиться и приобретать трудовой опыт, чтобы потом почти все забыть за 3-6 лет в декрете?).
Ряд экономических исследований (например, Luci and Thevenon, 2011, d'Addio and d'Ercole, 2005, Kreyenfeld, 2004) доказывают, что лучший способ повышения рождаемости – это предоставление родителям возможности совмещать работу и уход за детьми, что предполагает наличие достаточного количества яслей и детских садов, а также гибкий рабочий график. Кроме того, недавнее исследование (Havnes and Mogstad, 2009) показывает, что «...посещение детских дошкольных учреждений благоприятно воздействует на образовательную подготовку детей и на их дальнейшее участие в рынке труда, а также уменьшает их зависимость от социального обеспечения. 17500 новых мест в дошкольных учреждениях в будущем дают около 6200 дополнительных лет обучения», т.е. дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют более высокий уровень образования и больше шансов на трудоустройство во взрослой жизни.
С точки зрения психологов и педиатров, посещение детского сада является положительным опытом для ребенка: способствует социализации, а также развивает навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Кроме того, воздействие чужих вирусов и бактерий “тренирует” иммунную систему, поэтому ребенок, который часто болел в детском саду, будет менее склонен к заболеваниям в старшем возрасте.
Текущая ситуация с детскими дошкольными учреждениями неудовлетворительна и продолжает ухудшаться, несмотря на все усилия (Таблица 1). В городах детские сады уже переполнены, а в сельских районах почти полностью наполнены, и спрос на их услуги растет.
Вывод очевиден: нужно большее количество детских садов и яслей. Как этого добиться без значительных затрат? Только с помощью дерегуляции. Прежде всего, нужно отменить Правила обустройства детсадов, практически невыполнимые в условиях современного города. Вместо них можно ввести добровольную сертификацию детсадов, которую вполне могут осуществлять общественные организации.
В целом же, давно пора осознать, что ответственность за воспитание детей целиком и полностью лежит на родителях. И если, например, родителей устраивают условия в квартире соседки Марии Ивановны, нужно официально разрешить Марии Ивановне устроить в своей квартире частный детский сад. Точно так же, нужно разрешить открывать мини-детсады или группы дневного пребывания детей при предприятиях и организациях.
Что касается трудового законодательства, то его щедрость по отношению к работникам сполна компенсируется необязательностью выполнения. Фактически, сейчас в Украине есть две категории работников – устроенные официально (в бюджетной сфере, на госпредприятиях или в крупных компаниях) и все остальные. Такая ситуация сдерживает развитие рынка труда и увеличивает его тенизацию (если работодателю будет очень сложно уволить официально устроенного работника, он предпочтет либо вообще не брать его, либо нанять на полу- или неофициальных условиях). Кроме того, необходимо предоставить возможность работодателю и работнику договариваться о гибком графике труда, который даст возможность родителям совмещать карьеру и воспитание детей. Одним словом, давно пора привести Трудовой кодекс к реалиям трудового рынка.
Вместо этого, политика по стимулированию рождаемости в Украине свелась к выплате чрезвычайно высоких «детских пособий», что не только дорого, но и неэффективно. Так, имеются отдельные свидетельства того, что бедные семьи рожают ради получения пособий, а затем не заботятся о детях – что, конечно, не является желательным результатом, но полностью соответствует данным научных исследований об эффекте выплат на детей. Такие исследования показывают, что детские пособия имеют значительное положительное влияние на вероятность появления второго и третьего ребенка только для очень бедных женщин и никакого эффекта в других случаях (Rondinelli et al, 2010).
Таким образом, логику нынешних реформ «дерегуляция вместо субсидий» следует применять не только к сфере производства, но и ко всем другим областям.
Список литературы:
- d’Addio, Anna Cristina and Marco Mira d’Ercole (2005). «Тенденции и факторы, определяющие коэффициенты рождаемости в странах ОЭСР: Роль политики». Доклады ОЭСР о социальном обеспечении, занятости и миграции, № 27, ноябрь 2005 г.
- Havnes, Tarjei and Magne Mogstad (2009). «Ни один ребенок не забыт. Универсальное пособие по уходу за ребенком и его долгосрочные последствия». Материалы для обсуждения № 582, май 2009 г., Отдел научных исследований Статистического агентства Норвегии
- Kreyenfeld, Michaela (2004). «Вопросы рождаемости в ФРГ и ГДР. Анализ данных о рождаемости и обследовании семей в Германии». Доклады Института демографических исследований Общества Макса Планка, 2004–08, февраль 2004 г.
- Luci, Angela and Olivier Thévenon (2011). «Объясняет ли экономическое развитие спад рождаемости в странах ОЭСР?» Население и общество, № 481, сентябрь 2011 г.
- Perelli-Harris, Brienna (2008a). «Становление семьи в постсоветской Украине: Влияние образования в период быстрых социальных изменений». Социальные силы 87.2: 767–794. Проект MUSE, 2008 г.
- Rondinelli, Concetta, Aassve, Arnstein and Francesco C. Billari (2010). «Доход женщин и решение о рождении ребенка: Данные демографических исследований в Италии», том 22, ст. 19, стр. 549–578, 7 апреля 2010 г., http://www.demographic-research.org/Volumes/Vol22/19/