Запорожский автомобильный завод не выпустил в 2015 году ни одного автомобиля.
Об этом и о том, что привело к краху украинского автопрома в интервью газете "Факты" рассказал председатель правления ЗАЗ Николай Евдокименко.
По его словам, рынок автомобильных продаж в Украине упал в десятки раз.
"Если в 2008 году в стране было продано 620 тысяч автомобилей, из которых 280 тысяч реализовал ЗАЗ, то в 2014 году продано около 90 тысяч легковых автомобилей, из них ЗАЗ реализовал около 13 тысяч машин, в том числе 9 тысяч 475 легковых, а остальные - грузовики и автобусы. Можете представить, насколько болезненным для нас стало падение продаж с 280 тысяч до 13 тысяч! Показатели января нынешнего года еще плачевнее: за месяц в стране все операторы продали 2 тысячи 500 авто. Ситуация на рынке критическая", - говорит Едокименко.
Он утверждает, что из-за подорожания доллара цены на автомобили выросли до космических размеров и, соответственно, люди просто не могут себе их позволить.
"ЗАЗ находится на шестом технологическом переделе. Мы даем работу металлургам, химикам, производителям узлов-агрегатов, подшипников, генераторов. Потом идет двигатель и лишь после него -- автомобиль. Мы даем работу и другим отраслям экономики, которые либо растут вместе с нами, либо вместе с нами падают", - отметил Евдокименко.
"Если ситуация не изменится, то может исчезнуть не только ЗАЗ, но и вообще автомобильная промышленность Украины, а с ней не один десяток предприятий других отраслей, производящих материалы и компоненты. Не станет сотен тысяч рабочих мест, которые обеспечивают сегодня предприятия, занимающиеся машиностроением", - добавил он.
В связи с этим глава ЗАЗ обратился в НБУ, в Минэкономики и в Минфин с просьбой предоставить кредитные каникулы на 2-3 года.
"Я очень хочу, чтобы меня правильно поняли: мы не просим для себя каких-то особых условий. Нам нужны 2-3 года отсрочки, нужны кредитные каникулы, чтобы в этот период не приходилось платить проценты по кредитам и за это не начислялись штрафы. Если же говорить об условиях работы, то мы просто просим создать для промышленности справедливые условия. Не хуже, чем у наших соседей - Турции, стран ЕС, России, Беларуси или Казахстана. Мы хотим не преференций, а равных и адекватных условий. Если в Евросоюзе автомобили производятся в рамках свободной экономической зоны, дайте возможность и нам в Запорожье создать такую зону", - говорит глава правления.
При этом он подчеркивает, что без поступлений от промышленности бюджет Украины лишится миллионов гривен.
"Долго на занятые у наших партнеров, у МВФ, деньги жить нельзя. А ведь 70 процентов поступлений в бюджет - это средства от большого бизнеса, от промышленности. В том числе от машиностроения. Только ЗАЗ, без наших поставщиков и без дилерской сети, в 2012 году заплатил в бюджет 700 миллионов гривен, в 2013-м - 450 миллионов, а в 2014-м - 350 миллионов. Сейчас мы вынуждены были остановить производство, а значит, этих миллионов бюджет не получит", - объясняет эксперт.
Только ответные действия со стороны власти помогут выжить отечественному автопрому, резюмирует глава ЗАЗА.