В ноябре 2013 года сотрудники Киевской городской администрации получили неофициальное предупреждение: в декабре они получат «на руки», по меньшей мере, вдвое меньше своей обычной зарплаты. Их официальные ставки – очень низки, и помимо зарплаты каждый месяц госслужащим платятся премии в размере еще 100-150%. Но в канун нового 2014 года премий не стоит ждать.
«На выплату зарплат бюджетникам города КГГА до конца текущего года не хватает 1 млрд гривен», - говорит собеседник в руководстве Киевской госадминистрации. Такой дисбаланс был заложен еще в прошлом году, когда принимали бюджет на 2013 год – доходы киевского бюджета тогда сильно завысили. Теперь местная власть в тупике – платить зарплаты нужно, а денег для этого нет.
Проблемы Киева поймут в большинстве городов. На выплату зарплат и оплату коммунальных услуг, по подсчетам Ассоциации городов Украины, городам не хватает 7,5 млрд гривен, и зарплаты – большая их часть, говорит эксперт по вопросам бюджетной политики Ассоциации Александр Слобожан. Это значит, в декабре бюджетники и чиновники во многих регионах страны либо вовсе не получат зарплат, либо получат лишь базовую – то есть меньшую ее часть. Кто именно – в зоне риска?
Наложилось
Проблемам с финансированием местных бюджетов в Украине – не первый месяц. «Те, кто работают в местном самоуправлении довольно давно, не помнят таких проблем. Это – скрытый дефолт», - говорил еще в июне мэр Львова Андрей Садовой. Тогда Государственное Казначейство заблокировало платежи львовской мэрии перед подрядчиками на 32 млн гривен. Не сумев собрать в госбюджет планируемые суммы, оно для выполнения своих обязательств начало использовать деньги местных бюджетов.
О той же проблеме говорили в Ивано-Франковске, Виннице, Харькове – во всех регионах страны. Но до сих пор остроту этих проблем чувствовали главным образом чиновники и подрядчики - те, кого местные власти привлекали к капитальным проектам: строительству дорог, мостов, социальных объектов. Понимая, что есть риск не расплатиться вовремя по контракту, руководство многих городов просто заморозило работу с ними и поставщиками. С января по сентябрь 2013 года на закупку товаров и услуг в Украине потратили на 60% меньше средств, чем в прошлом году (55 млрд гривен против 138,7 млрд гривен за 9 месяцев прошлого года), и заключили на четверть меньше контрактов, чем годом ранее, говорят данные Государственного комитета статистики.
В декабре масштабы проблем прочувствуют большинство бюджетников и госслужащих Украины.
Почему?
Дыра в государственном бюджете быстро растет. Еще в октябре Министерство доходов и сборов предупреждало Минфин: в ноябре, всего лишь за месяц, разрыв по доходам общего фонда в сравнении с планом составит 11,3 млрд гривен, говорится в письме этого ведомства от 18 октября. За девять месяцев текущего года недобор в бюджет составил еще 11,7 млрд гривен.
Но теперь к проблемам с выполнением бюджета на уровне государства, добавились проблемы на уровне городов.
«В бюджет на 2013 год Минфин заложил нам план по росту доходов от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), основного источника наполнения местных бюджетов, почти на 20%. Эту цифру саму по себе было сложно выполнить, да к тому же экономика сейчас не растет, а напротив, падает. Обеспечить рост поступлений в таких условиях мы не смогли», - говорит заммэра по финансам одного из украинских областных центров, попросивший его не цитировать, чтобы не сорвать переговорный процесс с Госказначейством. В итоге, дыра в бюджете в этом областном центре разрослась до 90 млн гривен. «Это – сумма зарплат за три последних месяца текущего года, денег на которые у нас нет», - объясняет чиновник.
Проблемы в украинской столице – также из-за слишком оптимистичных планов на 2013-й год. «План поступлений на январь от НДФЛ для нас составлял 700 млн гривен, на декабрь – 1,4 млрд гривен. Мы изначально понимали, что не сможем выполнить его – то есть в декабре будут проблемы с выплатами зарплат», - говорит собеседник LB.ua в КГГА.
В Ассоциации городов Украины подсчитали, что лишь у 134 городов-членов этой ассоциации дефицит по выплате зарплат, компенсации теплокоммунэнерго и оплате энергоресурсов до конца года составит 7,5 млрд гривен, и две трети придется на областные центры. По подсчетам Государственной финансовой инспекции, потребность только в зарплатных деньгах – 4,5 млрд гривен.
До сих пор часть проблем на местах решали за счет беспроцентных займов Госказначейства. К 25 ноября оно выдало местным властям займов на 8,7 млрд гривен. 1,1 млрд гривен из них – краткосрочные, говорят данные этого ведомства.
Но теперь с этой опцией также не без проблем: остатки на едином казначейском счету (ЕКС) – очень малы. Если в течение года на нем в день оставалось в среднем 1 млрд гривен, в ноябре было лишь 50 млн гривен, говорит источник LB.ua в Министерстве финансов. К тому же, по закону, до 1 декабря миллиард краткосрочных займов городам нужно вернуть, что еще сильней подорвет их финансовое здоровье.
Критична ситуация, конечно же, не везде. «Нам удается перевыполнять сбор по собственным поступлениям, и это позволяет финансировать делегированные полномочия центральной власти, в первую очередь зарплаты бюджетников, которые финансируются из государственного бюджета», - говорит мэр Сумм Геннадий Минаев. Но таких не много, утверждает эксперт по вопросам бюджетной политики Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. С января по сентябрь города итак «пожертвовали» на выполнение делегированных функций правительства – то есть прежде всего зарплат – 5,4 млрд гривен.
Что делать
В Кабмине проблему с опозданием, но осознают. В октябре правительство перераспределило в рамках бюджета использование 2,07 млрд гривен, отправив их на выплату заработных плат на местах. 21 ноября выделило еще 771 млн гривен, урезав для этого другие статьи (решение пока не утверждено Комитетом ВР по вопросам бюджета и не вступило в силу).
Но если раньше «коротили» лишь незащищенные статьи (прежде всего, расходы на капитальные нужды – строительство или инфраструктуру), теперь под нож попадают и те, финансировать которые Кабмин просто обязан. 460 млн гривен, к примеру, предлагают забрать из субсидий на оплату энергоносителей и ЖКХ, 40 млн гривен – из помощи семьям с детьми, 2,6 млн гривен – из субвенций на льготы на проезд в общественном транспорте и т.д.
Что дальше?
До 10 декабря президент Виктор Янукович поручил Минфину решить проблему с финансированием зарплат. Но места для маневра у Минфина почти не осталось, считает директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Урезать расходы и дальше сложно; Нацбанк уже перевыполнил годовой план по перечислениям в госбюджет – вместо 22 млрд гривен направив в бюджет 24 млрд гривен.
Самый легкий путь для правительства – возобновить масштабную эмиссию гривны через скупку Нацбанком ОВГЗ. «Вероятно, боясь поставить под удар курс гривны, с августа НБУ не особо активно финансировал Минфин через ОВГЗ. Но накануне нового года население вряд ли пойдет продавать эмиссионную гривну и скупать доллары, и Минфин и Нацбанк могут вновь рискнуть, и возобновить эмиссию», - говорит Боярчук. По его оценкам, в декабре в экономику могут влить до 20 млрд гривен «свеженапечатанных» гривен.
Бюджетники останутся без авансов и премий, и возможно – даже и без зарплат
А пока Минфин ищет механизмы для финансирования бюджета, многие мэрии готовятся к тому, что в декабре их сотрудники и бюджетники останутся без авансов и премий, и возможно – даже и без зарплат.
Гасить зарплатный долг за декабрь, скорее всего, будут уже в январе, за счет бюджета 2014 года, говорит представитель Киевской горадминистрации. В других городах пытаются договориться с Госказначейством о новых «длинных» беспроцентных кредитах, отдавать которые города, скорее всего, не будут. «Наши нынешние проблемы – результат просчетов Министерства финансов, и мы считаем, оно и должно взять на себя решение этих проблем», - говорит заместитель мэра по финансовым вопросам, сетовавший на то, что планы поступлений города завышены на 20%. К тому же, средне- и долгосрочные займы города возвращают лишь при перевыполнении бюджета, что случается очень редко. К примеру, в текущем году города взяли среднесрочных займов на 3,2 млрд гривен, а долг предыдущих лет – еще 4,5 млрд гривен. Но это закладывает мину замедленного действия уже в следующий бюджет.
И даже если ведомство Юрия Колобова сможет найти еще 4,7 млрд гривен, которых не хватает на выплату зарплат в 2013 году, бюджетники получат лишь базовую зарплату – без надбавок и премий. Да к тому же, распределять эти средства на местах будут губернаторы – на свое усмотрение, говорит Слобожан из Ассоциации городов Украины. Это значит, что одни бюджетники могут получить не только базовую зарплату, но и премии, а другие – остаться без ничего.