Крутой разворот Украины в сторону России мог удивить разве что очень наивного или забывчивого наблюдателя. Ведь мы всё это уже видели.
В 2011 году Россия вела против Украины полномасштабную торговую войну. Москва ввела ограничения на поставки украинского пива, молока, мяса, карамели, труб, синтетических нитей, болтов и гаек, повысила пошлины на капусту и картофель и отказалась от закупки вертолетных моторов «Мотор-Сич».
Тогда Украина как раз готовила соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Андрей Клюев, будучи министром экономики, оценивал эффект от этого договора в 2% ВВП дополнительно, что решило бы проблемы бюджета. В октябре 2011-го документ был готов к подписанию.
Но так и не был подписан из-за арестов Юлии Тимошенко и Юрия Луценко.
После этого вдруг исчезли торговые ограничения со стороны России. Более того, был подписан договор о зоне свободной торговли со странами СНГ (с массой исключений).
Россия до того полюбила Украину, что разрешила Киеву погасить половину кредита ВТБ в $2 млрд долговыми бумагами. Но цену на газ не скинула.
Потом были выборы, приняли бюджет, пережили зиму и всё по новой. Юрия Луценко выпустили из колонии, потеплели отношения с Европой, началась торговая война с Россией.
В 2013 году мы по сути видели повторение ситуации 2010 года. С той только разницей, что украинская делегация ещё находится в Москве и ни о каких бонусах со стороны России для нашей экономики пока не слышно.
Саммит стран "Восточного партнёрства" пройдёт в Вильнюсе через неделю, время передумать у Януковича ещё есть. Так что, возможно, 28 ноября нас ждёт очередной сюрприз. Например, Янукович под давлением граждан (вы же ходите на митинги?) вдруг подпишет соглашение с Евросоюзом. Если, конечно, Россия не предложит за это время чего получше.
На кону никак не меньше $15 млрд.
Такую сумму Украина может получить в кредит от МВФ, если согласится на болезненные реформы. В Reuters просочилась информация, что Европа помогла бы Украине с кредитом МВФ, но эту информацию европейцы тут же опровергли. Янукович давно бы взял эти деньги, если бы не страх проиграть президентские выборы 2015 года. К тому же реформы предполагают прозрачность газовых схем, на которых, по мнению The Economist, наживаются украинские чиновники.
Учитывая, что за время торгового конфликта с Россией наша экономика понесла потери, речь может идти и о большей сумме. Руководитель оппозиционной партии "Батькивщина" Арсений Яценюк говорил о $20 млрд. Вряд ли Яценюк знает это наверняка, но может предполагать - в 2004 году он был и.о. главы НБУ, а в 2005 - министром экономики.
"Информации мало, но можно предположить, что разговор идёт о сумме $15-25 млрд", - говорит Алексей Капустинский, советник руководителя компании "Кредит-Рейтинг". Он также считает, что переговоры ещё идут и у Януковича есть пространство для манёвра.
Была бы экономика Украины самодостаточной, мы бы, возможно, вообще ни о каких союзах не задумывались. Жили бы как Норвегия или Швейцария. Но живём иначе.
"Дефицит бюджетных финансов (с учётом бюджета, "Нафтогаза", долгов по векселям) превысит в этом году 7,5% ВВП по оценке МВФ. В самом только бюджете кроме запланированного дефицита в 50,4 млрд гривен образуется дополнительно дефицит в 35-50 млрд гривен по разным оценкам", - констатирует Роман Шпек, старший советник "Альфа-банка".
Кроме того украинский госдолг вырос с 316,88 млрд гривен в начале 2010 года до 552 млрд гривен на начало октября 2013 года (данные Минфина). Но украинские рейтинги падают, ставки по займам растут, так что бесконечно жить в долг не получится.
Чтобы выйти на бездефицитный бюджет, нужны экономические реформы или дешёвый газ. Дешёвый газ Россия соглашается давать только членам Таможенного союза, что для Януковича означает потерю независимости и власти.
Реформы же могут быть разными. Одни вызовут недовольство у граждан, как это уже было с Пенсионной реформой. Другие невыгодны самим чиновникам, которые потеряют доступ к бюджетным деньгам. И то, и другое ослабит позиции Януковича.
Поэтому приходится лавировать между Европейским и Таможенным союзами. Что там, интересно, Россия нам в этот раз предложит?