Правительственные попытки регулировать стоимость перевозки зерна железными дорогами, о которых ранее заявлял министр агрополитики Николай Присяжнюк, лишь обострят конкурентную борьбу за дешевые зерновозы и не решат проблем с транспортировкой.
Об этом пишет сайт «Дело» в статье «Зернотрейдеры держат стоп-кран».
Издание отмечает, что именно зернотрейдеры в первую очередь зарабатывают на торговле зерном, продавая его на экспорт – цены на мировой бирже зерна постоянно растут (а 90% зерновых перевозок в Украине – экспортные). В случае снижения тарифов на перевозку у трейдеров не будет стимула к покупке собственных вагонов. В то же время снижение доходов основного перевозчика зерна – Укрзализныци – ограничит и без того скромные возможности отрасли по ремонту вагонов и обновлению грузового парка. На улучшение ситуации здесь можно рассчитывать, только включив в тариф на перевозку инвестиционную составляющую.
Сейчас же тарифы УЗ на перевозку зерновых грузов – самые низкие не только в Европе, но и в СНГ. В материале «Дела» приводятся подсчеты: на сегодня в Украине тарифы на перевозку железнодорожным транспортом тонны зерновых на экспорт в долларовом эквиваленте ниже уровня 2008 г. За 6 лет тарифы выросли на $2,5, при этом цена пшеницы II класса увеличилась на $130 за тонну (или на 84,7%).
В целом же, расходы на транспортировку в стоимости зерна составляют около 5%. Если перевозка тонны зерна Укрзализныцей на расстояние 500 км обходится в $12,77, то в России – $17,03, в Венгрии – $28,02, во Франции – $34,40, в Румынии – $50,56, в Словакии – $53, в Польше – $62,52. При этом цена экспортируемого зерна составляет от $260 до $340 за тонну (в зависимости от класса и конъюнктуры рынка).
Президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко утверждает, что «общие расходы на логистику составляют 35% на пшенице и ячмене. В Европе логистическая составляющая в стоимости зерна – 12-14% от цены FOB, в США – 9%. Нам необходимо стремиться к 15%».
«Где можно и нужно искать возможности удешевления – в самом низком железнодорожном тарифе на перевозку или в иных 30%, включающих в себя простои и другие издержки? Ответ очевиден - снижение затрат должно происходить путем оптимизации логистики, иными словами, надо сделать так, чтобы транспорт быстрее возвращался под новую погрузку», - пишет «Дело».