ГлавнаяЭкономикаДержава

Бусидо для украинских бизнесменов

Огненный Синай, дрожащая земля и молнии в момент, когда Моисей получил десять заповедей, были направлены на то, чтобы новая корпоративная культура была беспрекословно принята народом. С того времени само понятие этического кодекса только углублялось и расширялось. Но всегда преследовало главную цель: направить определенное сообщество людей на выполнение единого стандарта поведения и совместной деятельности. Для их же общей выгоды. На 22 году независимости такая практика все шире используется крупным бизнесом в Украине, который дозрел до перехода от декларативных кодексов к детализированным.

Фото: www.scm.com.ua

В списке из 145 самых ответственных (этичных) компаний мира за прошлый год, составленном Ethisphere Institute, нет ни одной из стран СНГ. Но зато есть немало таких, названия которых известны каждому человеку в странах СНГ. Например, Cisco Systems, Microsoft, Ford Motor Company, Timberland и Electrolux ежегодно попадают в рейтинг фирм, демонстрирующих передовой опыт в деле корпоративной социальной ответственности, борьбы с коррупцией и устойчивого развития.

Безусловно, приверженность определенным стандартам всех сотрудников фирмы обеспечивает и популярность бренда. Проще всего это можно объяснить на примере «Макдональдса». Вы можете быть уверены, что в любой стране мира найдете по единым приметам булку с котлетой стандартного качества и продадут вам ее стандартно вежливые сотрудники. И, наоборот, по одной точке с некачественными услугами судят обо всей компании. Но эти достаточно простые (и одновременно важные для успеха бизнеса) нюансы почему-то осознавались в Украине с огромным трудом.

Условная классификация разделяет этические кодексы на два вида - профессиональные и корпоративные. Первый из них регулирует отношения внутри разрозненного сообщества. Врачей объединяет клятва Гиппократа, адвокатов, журналистов или священников – свод поведенческих правил, диктующих, в частности, неразглашение. Но нравственный закон внутри нас все чаще не работает, поскольку за его несоблюдением не следует неотвратимое наказание.

Кодексы корпоративной этики в этом смысле гораздо жестче. «Бусидо», самый известный из них, предписывал члену военно-феодального сословия в ряде случаев убивать себя. В противном случае - ужасное социальное падение и вечный позор для семьи. В современных огромных и неоднородных корпорациях сэппуку никто не делает, однако шансы на карьерный рост в авторитетных фирмах и хорошие заработки в случае серьезного проступка минимальны.

Для бизнеса кодекс задает единое понимание миссии и ценностей компании для каждого сотрудника. А главное – он должен показывать конкретную цель, ради которой стоит приходить на работу. Нельзя сказать, что это что-то совсем уж неизвестное для нас: еще в 70-80-е годы во многих организациях считалось стыдным уходить с работы по часам. А Моральный кодекс строителя коммунизма (по некоторым данным списанный с Нагорной проповеди Христа), предписывал непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Фото: savok.name

Собственно говоря, свод политик по отношению к клиентам, поставщикам и подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными взятками, подкупом, хищениями, являются первичными по отношению, скажем, к коллективному исполнению гимна. И мера серьезности проступка определяется именно по этой шкале. Хотя кодекс корпоративной этики компании «Газпром», принятый в прошлом году, помимо бережного использования природных ресурсов, регламентирует мельчайшие подробности дресс-кода сотрудников.

Наиболее известным примером ответственности, направленной вовне, является случай с отравленным лекарством тайленол. На время расследования семи смертей (в которых был виновен маньяк-вымогатель), Johnson & Johnson отозвала из аптек весь препарат, примерно 31 миллион баночек на $100 млн. Публично было заявлено: иное не соответствовало бы Кредо компании, сформулированному ее основателем Робертом Вудом Джонсоном. Оно, в частности, гласит, что социальная ответственность превыше продаж и высоких доходов.

В Украине такой подход генерировался двумя путями. Первый – через опыт зарубежных коллег, в том числе, работающих в нашей стране. Второй – очевидная эффективность, поскольку этические корпоративные кодексы решают массу управленческих и кадровых задач. А значит, облегчают жизнь собственнику. Кроме того, это еще и успех на международных рынках, где компания должна иметь общепринятые черты.

Поэтому разного рода кодексы постепенно развивались, уходя от общих деклараций. Скажем, компания «Интерпайп» обозначила не только стандартные для всех миссию и ценности, но и расставила приоритеты в социальной политике и экологической ответственности. А главное, строго предупредила: «борьба со взяточничеством, злоупотреблениями служебным положением и хищениями стала неотъемлемой частью корпоративной культуры».

СКМ Рината Ахметова решила пойти дальше и на днях приняла соответствующий документ на уровне группы. Кроме того, в стадии утверждения находятся кодексы для отдельных холдингов. «В основе нашей репутации четыре основные ценности – честность и порядочность, ответственность, эффективность и профессионализм. Мы стремимся работать в соответствии с этими ценностями с момента создания СКМ, уже более 12 лет. Сегодня пришло время детализировать их, через стандарты и принципы сформулировать правила, по которым мы работаем. Сформулировать, прежде всего, для себя и наших сотрудников, которых уже более 300 тысяч», - пишет в предисловии к документу гендиректор компании Олег Попов.

Фото: www.scm.com.ua

Краткое изучение общего для всех кодекса «Так мы работаем» показывает, что СКМ пошла по пути создания именно развернутого варианта. Для Украины это все еще внове, хотя подобные документы получили распространение еще в 80-е годы прошлого века, благодаря таким компаниям, как Procter & Gamble и British Petroleum. Поведение сотрудников конкретно регламентируется в тех областях, где высок риск злоупотреблений, нарушений или могут возникнуть сложные этические ситуации. И более того, в каждом бизнес-холдинге группы СКМ будут специально созданы Комитеты по этике и деловому поведению.

Самое главное требование, касающееся всех, гласит: «Все интересы компании продвигаются исключительно законными и профессиональными способами», включая своевременную и прозрачную отчетность. И это же правило распространяется на подрядчиков и партнеров. В государстве, где бизнесмены чаще живут не по «Бусидо», а по правилу «жить не по совести - хорошо», это звучит как вызов. Интересно, как на него ответят остальные.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram