«Качество обслуживания в электричках и дизель-поездах вызывает много нареканий со стороны пассажиров. Но причины этого кроются в убыточности сектора пассажирских перевозок. Эта убыточность возникла из-за низких тарифов, не покрывающих расходы, а также недостаточной компенсации перевозок льготников. Да и наши граждане, там, где это возможно (в основном, на пригородных поездах), не всегда оплачивают билеты», - говорит координатор экономических программ Школы политической аналитики при Национальном университете «Киево-Могилянская Академия» Сергей Киселев.
По данным "Укрзализныци", в 2011 году пригородным сообщением воспользовалось около 364 млн человек, а убытки отрасли от этого вида перевозок составили 3,2 млрд гривен. В целом, покрытие расходов доходами в этом виде перевозок составляет всего 11,82%. Иными словами, из вложенных в организацию перевозочного процесса 100 гривен железнодорожники возвращают только 11 грн. 83 коп. Такая убыточность нивелирует все меры железных дорог по увеличению прибыльности пригородных перевозок. К тому же, на сегодняшний день износ подвижного состава составляет 80,3% по электричкам и 93,1% по дизель-поездам.
«Сейчас еще действует схема перекрёстного субсидирования, при которой за счет грузовых перевозок "Укрзализныця" может финансировать убыточные пассажирские. Но вероятнее всего, что с проведением реформирования железнодорожного транспорта от перекрестного субсидирования железнодорожное ведомство будет постепенно уходить», - прогнозирует Сергей Киселев.
В планах реформирования отрасли предусмотрено создание региональных компаний пригородного транспорта совместно с органами местной власти.
Также запланировано формирование социального заказа, согласно которому будут определяться целевые маршруты, объемы перевозок, уровень тарифов, категории и объемы льготных перевозок, и, соответственно, объёмы субсидирования всех этих затрат.