Этим документом Рада намерена определить правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности в морпортах страны. Принятие законопроекта направлено на реформирование морехозяйственной отрасли страны.
В частности, данным законом парламент намерен урегулировать порядок создания, открытия, расширения и закрытия морпортов, порядок осуществления на их территории хозяйственной деятельности. Кроме того, Рада намерена определить порядок государственного регулирования деятельности в морском порту.
Согласно законопроекту, исключительно госпредприятиями и организациями в морпортах оказываются услуги по регулированию движения судов, содержание подходных каналов в надлежащем состоянии, аварийно-спасательные работы, навигационно-картографическое обеспечение, измерение навигационных глубин, охрана портовых средств, предупреждение и ликвидация загрязнения акватории вредными веществами, обеспечение принятия балластных вод судов.
Также парламент намерен разрешить приватизацию, передачу в концессию и аренду имущества морпортов, кроме стратегических объектов портовой инфраструктуры, среди которых акватория, гидротехнические сооружения и объекты общего пользования. В то же время причалы в морпортах не подлежат приватизации, но могут передаваться в аренду или концессию сроком до 49 лет.
Если кто-то говорит, что украинские порты пытаются приватизировать, то это давно уже сделано
— Борис Колесников, вице-премьер, министр инфраструктуры
Законопроектом также предполагается создание государственного предприятия "Администрация морских портов Украины", основными целями которого являются планирование развития морпортов, эффективное управление стратегическим объектами инфраструктуры и выполнение административных функций.
Также Рада намерена гарантировать право частной собственности на причалы и причальные сооружения, построенные за счет частных инвестиций до вступления в силу данного закона.
Кроме того, парламент намерен определить, что строительство объектов государственной собственности за счет частных инвестиций осуществляется на компенсационной основе.
Напомним, Верховная Рада Украины в ноябре уже принимала закон о портах, однако он был ветирован президентом Виктором Януковичем, и позже парламент отменил принятие.