ГлавнаяЭкономикаДержава

Газовый краш-тест для Украины

В конце декабря – начале января стало ясно, что украино-российские переговоры по пересмотру подписанных 19 января 2009 года контрактов между "Газпромом" и "Нефтегазом Украины", как минимум, приостановлены. Как максимум – стороны оказались в тупике.

Газовый краш-тест для Украины
Фото: Макс Левин

В начале 2012 года стороны возобновили привычный по прошлым газовым войнам ежедневный обмен информационными уколами. На этот раз пикировка касалась объема закупаемого "Нефтегазом" у "Газпрома" газа. Представители украинского руководства, словно сговорившись, заявили о намерении закупить в 2012 году у российского газового монополиста 27 млрд кубометров газа – и не больше. А впредь – продолжить сокращение его потребления.

В ответ россияне заявили о неправомерности таких действий и несоответствии их действующим контрактам. Обосновывая право Украины снижать свою зависимость от российского газа, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заговорил о возможных проектах по диверсификации поставок газа. В частности, он сообщил, что летом Украина рассчитывает начать закупки природного газа на спотовом (споты – краткосрочные биржевые контракты) рынке, заверив, что Европа окажет нашей стране в этом деле поддержку.

Фото: Макс Левин

Никакой конкретики о будущих покупках Бойко не сообщил, добавив лишь, что Украина начала переговоры с Турцией о поставках газа по новому маршруту и готовится до февраля представить свои предложения. После этого вопрос диверсификации рассматривался на Совете национальной безопасности и обороны в закрытом режиме. Насколько же возможен и выгоден для Украины этот проект?

Уже долгое время спотовые цены на газ на европейских биржах находятся намного ниже стоимости газа по долгосрочным контрактам с «Газпромом». Сейчас они составляют 290-300 $/тыс.куб.м, что более чем на $100 меньше, чем нынешняя цена российского газа (416 $/тыс.куб.м). Правда, спотовая цена не включает в себя расходы на транспортировку углеводородов. Соответственно – возникает вопрос путей доставки альтернативного российскому газа в Украину, которые могут быть использованы уже в ближайшее время.

Теоретически таких маршрутов может быть два. Первый – запуск в реверсном режиме газопровода "Ананьев-Измаил", по которому газ может подаваться из Турции через территорию Болгарии и Румынии. Второй – поставки сжиженного газа непосредственно из европейских портов, например, итальянских.

Очевидно, что первый вариант намного предпочтительнее. Организовать реверсные поставки по одному из боковых ответвлений европейской ГТС гораздо проще, чем по магистральным маршрутам, ведущим в Западную Европу, особенно учитывая отказ Турции продолжить контракты по закупке российского газа по т.н. "западному пути" (через Украину, Румынию и Болгарию), что освобождает транзитные мощности для реверса. Не стоит забывать, что Италия все еще остается одной из наиболее лояльных "Газпрому" европейских стран. К тому же стоимость транспортировки газа из Турции намного дешевле, чем его поставка из Италии.

Отметим, что годовая пропускная способность газопровода из Турции – 10 млрд. куб. м, но реальные объемы закупок будут зависеть от договоренностей Украины как с Турцией и государствами-транзитерами, так и с поставщиками газа: если закупать его в Турции, то технически происхождение "голубого" топлива будет либо азербайджанским, либо иранским. Но это только технически. Фактически же разнообразие потенциальных схем закупок расширяет возможность замещения поставленного в Турцию по трубопроводам азербайджанского или иранского газа сжиженным газом практически любого происхождения. Это, например, может быть топливо из Катара, в последнее время активно наращивающего объем поставок газа на европейский рынок (в прошлом году эта страна увеличила свою долю на этом рынке до 6,2%, доведя свои поставки до 35,6 млрд куб.м.). Собственно говоря, на европейском рынке работают сразу несколько игроков, которым достаточно лишь доставить сжиженный газ танкерами в Стамбул – дальше его разбирают поставщики.

Фото: www.blackseanews.net

Заметим, что проблем с наличием свободного объема газа для закупки Украиной быть не должно. Вследствие низкой активности экономики и теплой зимы, Европа сокращает использование "голубого золота", что привело к увеличению уже существующего избытка на рынке. Аналитики прогнозируют, что в 2012 году это избыток может достигнуть 60 млрд кубометров.

Однако без проблем в вопросе формирования альтернативных маршрутов газа не обойтись. Одна из них – компания "Газтранзит", которая была создана в 1997 году для обеспечения транзита российского газа в Турцию через территорию Украины. Компания занимается эксплуатацией газопровода "Ананьев-Измаил", а ее акционеры – это "Нефтегаз Украины", "Газпром", а также турецкая госкомпания Turusgaz Taahut.

Украинцы с россиянами владеют по 40,2% акций "Газтранзита", турецкая сторона – 19,6%. Таким образом, "Газпром" располагает реальным инструментом, чтобы попытаться воспрепятствовать доставке купленного спотового газа в Украину. К этому добавим, что европейская ГТС, включая ответвление в сторону Турции, является целостной системой. Поэтому с "Газпромом" придется, по крайней мере, на технологическом уровне, согласовывать режим альтернативных поставок газа.

Вероятно, без переговоров с российской энергетической монополией не обойтись. Украина постарается противопоставить "Газпрому" заинтересованность других игроков рынка. В частности, Турцию можно перетянуть на свою сторону участием в проекте строительства LNG-терминала. Но здесь Украина не должна ограничиваться предложениями только в энергетической отрасли, в переговорах могут быть использованы множество, как экономических, так и политических рычагов, очень много здесь будет зависеть от возможности украинского МИДа проводить активную и целеустремленную внешнюю политику, которая будет поддержана всеми органами власти нашей страны.

В декабре минувшего года Виктор Янукович посетил Турцию, где вместе с премьером Реджепом Эрдоганом они провели первое заседание Стратегического совета высокого уровня. Казалось, что стратегическое сотрудничество двух черноморских стран на мази, но тенденция оказалась нестабильной: еще до конца декабря Анкара дала разрешение на прокладывание в своей исключительной экономической зоне "Южного потока". Счастье было так возможно, но Турция убедительно доказала, что Восток – дело тонкое даже в такой европеизированной стране. Поэтому украинская власть должна предложить турецким партнерам комплекс предложений, от которых той сложно будет отказаться.

Фото: mk-turkey.ru

Пожалуй, главный на сегодня вопрос – всерьез ли рассчитывают украинские власти на реализацию проектов по закупке спотового газа или громкие заявления являются одним из способов давления на Россию в попытке пересмотреть условия газовых контрактов? Это, кстати, достаточно неплохо получается у европейских контрагентов российского монополиста. В середине января "Газпром экспорт"» объявил о достижении договоренности с рядом крупных европейских покупателей об адаптации цены российского газа, закупаемого по долгосрочным контрактам, к меняющимся рыночным условиям в странах ЕС. Среди получивших поблажки покупателей – немецкая Wingas, французская GDF Suez, итальянская Sinergie Italiane, словацкая SPP и австрийская Econgas. Еще в начале 2011 года учета спотовых цен в стоимости покупаемого у россиян газа добились немецкий E.ON Ruhrgas австрийские GWH Gashandel и EconGas. "Газпрому" приходится уступать европейцам, поскольку россияне не могут достичь запланированного объема экспорта газа, а допущение снижения Европой объемов закупок газпромовского "голубого" топлива для российского монополиста страшному сну подобны.

В этом контексте наступательные действия Украины вполне резонны. Необходимо лишь одно условие: украинской власти необходимо располагать четкой стратегией поведения и достаточной стойкостью, чтобы не поддаваться на давление россиян и не разменивать свое стратегическое преимущество на временные и тактические преференции со стороны северного соседа.

Борьба за диверсификацию поставок может стать настоящим краш-тестом, испытанием на прочность для украинских руководителей. Не приходится сомневаться, что поражение в этом противостоянии лишит Украину шансов на равных пободаться с "Газпромом". Однако 20 января российские СМИ со ссылкой на свои источники, сообщили, что причина, из-за которой стороны не могут прийти к заключению нового соглашения – разногласия в способах оплаты участия в будущем СП по управлению украинской ГТС. Российская сторона настаивает на возможности вносить в уставный фонд создаваемого предприятия имущество и ценные бумаги, украинская – ратует исключительно за денежные взносы. Вполне возможно, что инсайдерская информация российских журналистов является одним из инструментов информационной политики"Газпрома", но не исключено, что зерно правды в этой информации присутствует. В ближайшее время выяснится, насколько реально Киев борется за диверсификацию поставок газа. Конечно, если сможет перейти от деклараций к реальным действиям.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram