Договор, вступивший в силу 1 декабря, предусматривает совместную работу компаний на маршрутах Киев–Тель-Авив, Киев–Лондон, Киев–Алма-Аты, Киев–Астана и Киев–Донецк. При этом "Международные авиалинии Украины" остаются оперирующим перевозчиком при полетах в столицу Великобритании, тогда как "АэроСвит" выступит маркетинговым партнером, получив свое количество мест в самолетах МАУ.
На казахстанском направлении выполнять рейсы будет "АэроСвит", предоставляя часть своих кресел для пассажиров своего ключевого конкурента. Кроме того, МАУ подписала аналогичный договор с компанией "Днеправиа", которая, как и "АэроСвит", входит в альянс "Украинская авиационная группа". Поэтому сотрудничество распространится и на ряд внутренних линий: из Киева во Львов, Симферополь, Ивано-Франковск, Днепропетровск и Одессу. При этом перевозчики уверяют: сотрудничество в рамках код-шеринговых соглашений абсолютно не исключает конкуренции, а стоимость билетов будет зависеть исключительно от рыночных условий.
Однако, если взглянуть на историю отношений между компаниями, такое сотрудничество вызывает удивление. Напомним, что осенью 2009 года в состав акционеров "АэроСвита" вошли структуры, аффилированные с финансово-промышленной группой "Приват" бизнесменов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. При этом свою долю продал основатель перевозчика – Арон Майберг, который позже вошел в уставный капитал МАУ через подконтрольные ему фирмы. Кроме того, среди совладельцев "Международных авиалиний" появились структуры, близкие к министру инфраструктуры Борису Колесникову.
Игорь Коломойский, который также претендовал на государственный пакет МАУ, высказал свое недовольство результатами приватизации, заявив, что стоимость проданных акций была явно заниженной. После этого конкуренция между двумя лидерами отечественного авиарынка обострилась. Например, маршрут Киев-Лондон, который перевозчики теперь будут эксплуатировать совместно, стал поводом для громкого судебного разбирательства. Учредительные документы МАУ предусматривали предоставление компании эксклюзивных прав на ряд европейских маршрутов, в числе которых и столица Великобритании. Их срок истекал летом 2011 года.
Однако "АэроСвит", получив назначение от Госавиаслужбы, начал осваивать воздушный мост к Туманному Альбиону в марте текущего года.
МАУ тут же обжаловали законность права "АэроСвита" на выполнение этого рейса в судебном порядке, подав иски против Госавиаслужбы, Фонда госимущества и самого "АэроСвита". При этом компания ссылалась на учредительные документы, которые позволяли ей единолично эксплуатировать направления, а ее конкурент апеллировал к отсутствию в законодательстве норм об эксклюзивных правах на маршрут. Завершением конфликта стало упомянутое код-шеринговое соглашение.Не менее жаркие бои разворачивались и на других фронтах. Так, в конце марта текущего года авиакомпании МАУ удалось выйти на маршрут Киев-Днепропетровск, где долгое время летала подконтрольная "Привату" "Днеправиа", в состав которой входит городской аэропорт. Кроме того, МАУ удалось получить назначение на еще одно привлекательное направление, и в июле перевозчик начал выполнять полеты между Киевом и Москвой, которые до этого осуществлял "АэроСвит" в партнерстве с "Розой Ветров".
Впрочем, о борьбе между компаниями можно говорить бесконечно, однако факт остается фактом: соглашение о сотрудничестве подписано. Чем же вызван такой шаг навстречу друг другу? Перевозчики объясняют свои действия желанием повысить качество сервиса и генерировать транзитные потоки через столичный аэропорт "Борисполь".