В мае Беларусь девальвировала свой рубль на 36% и одновременно ввела жесткие ограничения на колебания курса, который находится на уровне чуть выше 5000 белорусских рублей за доллар.
Искусственные ограничения курса и отсутствие интервенций Нацбанка привели к дефициту валюты. Очереди в обменниках регулируются по спискам, насчитывающим сотни человек, а покупка даже $1000 может занять месяцы.
"Крупным банкам предложено рассмотреть возможность осуществления их отдельными обменными пунктами операций только по покупке валюты с тем, чтобы приобретенная валюта направлялась на социальные нужды. Если банкам это интересно они могут обратиться за соответствующим разрешением в Нацбанк", - сказал Тимошенко.
По словам представителя Нацбанка, накопленную таким образом валюту банки будут продавать для оплаты лечения и учебы за границей, выезда из страны в связи со смертью родственников.
Крупнейший в стране государственный Беларусбанк еще в мае получил разрешение не продавать валюту, купленную на территории погранпереходов. В конце июля глава Беларусбанка Надежда Ермакова возглавила Нацбанк вместо ушедшего в отставку по состоянию здоровья Петра Прокоповича
Дефицит валюты привел к расцвету черного рынка, на котором курс за последние две недели снизился до 8000 с 6000 белорусских рублей за доллар.
В июне Беларусь получила $800 млн в качестве первого транша кредита на общую сумму $3 млрд из контролируемого Россией антикризисного фонда ЕврАзЭС. Однако белорусский Нацбанк не раз говорил, что несмотря на это, не собирается возобновлять интервенции на рынке.