Харьковский филиал Института Горшенина уточнил у экспертов значимость этого решения и его возможные последствия для отрасли.
По мнению правозащитника Юрия Кальченко, "так как наши коммунальные предприятия являются монополистами, я бы эти тарифы отнес к социальным гарантиям и в законодательном порядке "привязал" их к минимальной заработной плате. Тогда отпадет надобность в многочисленных комиссиях, проверках и надзорах. Но для этого должна быть политическая воля "работать для народа".
Как говорит заместитель директора Института региональной политики Виктор Слыш, "постановление Кабинета Министров Украины № 869 от 1 июня 2011 года особых новшеств в порядок формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги не внесло. Данное постановление объединило ранее действующие постановления, принятые в 2006 году правительством Еханурова №955,959,1010 и ряд других, которые регламентировали порядок расчетов тарифов отдельно на тепло и горячую воду, водоснабжение и водоотведение, содержание домов и придомовых территорий".
По словам эксперта, "действие этого постановления никоим образом не повлияет на выравнивание цен на жилищно-коммунальные услуги между регионами Украины, районами, городами и др. населенными пунктами, о чем ставил задачу президент Украины В.Янукович. Наоборот, введение в действие указанного постановления приведет к значительному повышению тарифов и увеличению разницы между ними по различным территориям. В постановлении КМУ № 869 изъята норма устанавливающая ранее цены на услуги для трех категорий потребителей-населения, бюджета и других. Поскольку в 50-70 % тариф для населения был ниже и компенсировался за счет завышения тарифа для хозяйствующих субъектов, то он теперь для населения вырастет".
"Следует отметить, что постановление КМУ 869 противоречит целому ряду законов Украины: "Про місцеве самоврядування в Україні", "Про житлово-комунальні послуги", "Про приватизацію державного житлового фонду" и других. В постановлении четко не прописана обязательность включения в тариф тех составляющих, которые влияют на его цену. Например, уборка лестничных площадок, подвалов, обслуживание номерных знаков, процентов по кредитам, взятым предприятием представляющим услугу, суммы на премирования, доплаты и др. стимулирующие выплаты работникам предприятий. И самое главное – жилищно-коммунальные услуги, утверждение тарифов на них это исключительная компетенция органов местного самоуправления и постановление КМУ № 869 есть ни чем иным как вмешательство государства в их полномочия, что противоречит Конституции Украины", - отмечает Слыш.
По его словам, "у государства достаточно рычагов влиять на формирование тарифов в ЖКХ через освобождение от НДС, налога на прибыль, уменьшение волокиты при получении и стоимости лицензий, установление рентабельности для энергоснабжающих организаций при формировании тарифов на энергоносители, которые потребляются ЖКХ, и даже перевод ЖКХ на упрощенную систему налогообложения. Вызывает сомнение компетентность лиц готовящих это постановление, а также наличие у правительства стратегии в вопросах реформирования системы ЖКХ".