Напомним, 5 апреля такое желание озвучил премьер-министр Николай Азаров.
По мнению директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, уменьшение акцизного сбора не приведет к снижению стоимости бензина. Однако ситуация на рынке стабилизируется и в продаже вновь появится качественный заводской бензин.
"Увеличение акцизного сбора на 20 евро в июне прошлого года прошло для украинского рынка практически незаметно, так как совпало с падением мировых цен на нефть. В этом году правительству Украины не повезло – ставки акцизного сбора были повышены почти на 40% практически одновременно с резким ростом мировых цен на нефть до 120 долларов за баррель. Эти два фактора и стали причиной ценового взлета", - сказал он.
Куюн также сообщил, что в марте цена нефти и налоги составляли 93% от общей стоимости бензина А-95 на АЗС. "Конечно, с мировой ценой на нефть мы ничего поделать не сможем, но есть вторая составляющая, на которую приходится около трети стоимости бензина – это акцизный сбор и НДС. При цене в 10 гривен за литр они составляют около 3-3,3 гривен. Здесь у государства есть пространство для маневра. Оно может снизить акциз и на 0,5 – 1,5 гривен", - рассказал он, добавив, что сейчас правительство решило вернуться к старым акцизам, уменьшив налоговую составляющую на 50 копеек за литр.
"Да, это цивилизованный выход из сложившейся ситуации и таким путем идут многие европейские государства. Но почувствует ли это на себе конечный потребитель, я сомневаюсь. Снижение было бы заметно, если бы на рынке было свободное ценообразование. Тогда операторы рынка могли бы использовать уменьшение налоговой составляющей для снижения цены и увеличения продаж. Но с Нового года мы не видели объективной стоимости топлива из-за административного давления на рынок. Сейчас цены недооценены. Они напоминает собой пружину, которая может выстрелить… еще копеек на 30-50. Уменьшение же акциза приведет скорее к снижению этого напряжения и позволит рынку вздохнуть более свободно", - отметил Куюн.
По словам эксперта, в связи со снижением поставок бензина, отсутствия запасов и увеличением присутствия на рынке некачественного топлива, заводской продукт продается в убыток.
"Не думаю, что цена снизится, но она не будет расти. Скорее снижение акциза приведет к спаду напряжения и нервозности на рынке. Это почувствует и потребитель, когда начнутся поставки качественного заводского продукта", - сказал он.
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич считает, что снижение акцизов на нефтепродукты является вынужденной мерой правительства, направленной на борьбу с резким ростом цен. Очевидно, что декларативные меморандумы о повышении объемов переработки нефти на украинских НПЗ, проверки операторов рынка со стороны Антимонопольного комитета не могли повлиять на снижение цен в условиях дорожающей на мировых рынках нефти. Он также уверен, что принимать меры по снижению налогового давления необходимо было раньше.
"В правительстве не могли не знать о том, что согласно вступившему в 2011 году новому Налоговому кодексу, акциз на бензин повысился на 37,9%, до 182 евро за тонну, на дизтопливо – на 37,8-40%, до 42-90 евро за тонну (в зависимости от содержания серы). Своевременное снижение акцизов позволило бы избежать столь резкого и болезненного роста цен на розничном рынке. Тем более что весеннее повышение цен совпало во времени с началом посевной кампании, которое ежегодно сопровождается увеличением потребления нефтепродуктов и ростом цен на них", - сказал Марунич.
Ежемесячное падение доходов бюджета от снижения акцизов только по бензину составит около 250 миллионов гривен (при среднемесячной реализации около 450 тысяч тонн). Однако из-за страха роста инфляции правительство вынуждено принимать данное решение, отмечает эксперт.
"В сложившейся ситуации правительство Николая Азарова проиграло дважды. Первый раз, когда не смогло своевременно остановить рост цен на стелах АЗС, хотя и имело для этого все возможности, второй раз – когда столкнется с необходимостью компенсации недополученных сборов в бюджет", - сказал он.