ГлавнаяЭкономикаБізнес

​Искушение газом

Правительство возвращается к пересмотру газового соглашения с Россией. Любопытно, что у Украины есть все шансы добиться новых преференций. Причем не в обмен на очередные гранд-уступки по образу и подобию аренды баз для ЧФ в Севастополе. А исключительно оперируя строгими цифрами и прикрываясь инициативой Европы.

​Искушение газом

По словам премьер-министра Николая Азарова, на этот раз Украина рассчитывает не на очередные ценовые скидки, а на пересмотр формулы цены на газ, зафиксированной соглашениями Тимошенко.

Напомним, что в январе 2009 года по итогам завершившейся газовой войны премьеры Юлия Тимошенко и Владимир Путин подписали соглашения о поставках газа до 2020 года. Согласно им в 2009 году Киев получал скидку в 20% от европейской цены на газ, а Москва – аналогичную скидку на стоимость транзита. Однако уже с начала 2010 года стороны переходили на голую формулу – скидки аннулировались. При этом цена на газ была взаимоувязана с нефтяными ценами.

Уже в апреле правительством Азарова были подписаны т.н. харьковские соглашения, согласно которым платежи за газ НАК «Нафтогаз Украины» осуществляет со скидкой на величину снижения экспортной пошлины. Последняя устанавливается не Газпромом, а правительством России. При цене импортного газа, определяемого по формуле: ниже цены $ 333,33 за тыс. куб. м пошлина равна нулю, если цена равна или выше $ 333,33 за тыс. куб. м, то пошлина определяется как разница 30% контрактной цены и суммы в $100.

Таким образом, в первом квартале 2010 года цена составляла $305, во втором без учета скидки это было бы $336, со скидкой – $236. По словам Азарова, в четвертом квартале, исходя из действующей сегодня формулы цены, газпромовский газ обойдется Украине почти в $390 за тысячу кубометров. В то же время, по оценкам аналитика инвесткомпании Astrum Алексея Блинова, исходя из ценовых трендов на нефть, эта цифра «не должна превысить $350-360 за тыс. кубометров без учета скидки, и, соответственно, $250-260 за тыс. куб. м после взимания 100-долларовой скидки», оговоренной харьковскими соглашениями.

Впрочем, дело не столько в цене газа, сколько в формате действующих скидок. Как уже писалось, харьковскими соглашениями ценовая уступка России была зафиксирована отдельно от газового контракта, подписанного Нафтогазом и Газпромом, и это дает Москве дополнительные рычаги давления на Киев.

На данном этапе, накануне очередного раунда российско-украинских переговоров, на которых вдруг станет ясно, что едва ли не все кремлевские инициативы – от объединения газовых монополий и до атомной экспансии – провалились, Киеву крайне желательно увеличить степень свободы от Белокаменной.

Надо отметить, что Украина очень удачно подняла вопрос о пересмотре газового контракта. Именно осенью Газпром должен отработать вопрос снижения цены на газ с Латвией, которой в июле удалось выторговать пересмотр своего долгосрочного контракта. Рига предложила России либо пересмотреть формулу цены, либо привязать цены к более объективным ориентирам, чем прописанный в контракте мазут. К слову, аналогичный совет украинскому правительству дает президент Киевского международного энергетического клуба, экс-глава «Укртранснафты» Александр Тодийчук, который считает, что цена на газ для Украины должна привязываться, скорее к углю, которым замещается у нас газ, нежели к абстрактной нефти. Между тем, Россия вынуждена пойти на уступки Латвии, поскольку в ином случае она рискует потерять прибалтийский рынок в целом.

Кроме того, буквально на днях германская компания E.On Ruhrgas, один из крупнейших покупателей российского газа, потребовала очередной корректировки контракта с «Газпромом». В начале года Ruhrgas уже добилась того, что часть газа она будет получать по сниженным ценам до конца 2012 года. Речь идет примерно о 15% поставок. Сейчас немцы не против покупать у России газ не по прописанной ранее формуле, а по спотовым ценам. Норвежская Statoil, главный конкурент «Газпрома» в ЕС, летом уже согласилась продавать по спотовым ценам до 30% газа.

В феврале 2010 года «Газпром», впервые столкнувшийся с кризисом сбыта, пошел на уступки и другим европейским клиентам. Снизить цены и смягчить условия контрактов потребовали, кроме германской E. On, Wingas и RWE, турецкая Botas, итальянская Eni, французская GdF Suez, австрийская EconGas, финская Gasum и другие компании. Некоторым из них удалось добиться уступок, вследствие которых Газпром потеряет около $2 млрд. только в этом году.

Поставки «Газпрома» в Европу в 2009 году резко снизились из-за глобального финансового кризиса. В целом закупки газа в Западной Европе сократились на 29%, а в Германии — на 44%. Снижение продаж также стало следствием жесткой ценовой политики Газпрома, из-за которой российский газ теряет конкурентоспособность по сравнению с газом из Норвегии, Нидерландов, Катара и других стран.

Кроме благоприятного фона, связанного с требованием Европы переходить на спотовые цены, Украина и сама предприняла кое-какие телодвижения, чтобы подстраховать свою позицию на переговорах с Газпромом. Это – заявленные на днях намерения правительства, связанные со строительством терминала для приема сжиженного газа и разработкой проектов по добыче газа на украинских месторождениях черноморского шельфа, а также сланцевого газа. В частности, презентуя проект строительства терминала в Одессе, министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко уточнил, что в рамках реализации проекта по строительству в Украине LPG-терминала до конца текущего года будет завершен отбор разработчиков и предложена корпоративная модель проекта, чтобы нагрузка на государственный бюджет отсутствовала. По его словам, новый источник импортного природного газа будет дешевле существующего сегодня единственного источника – российского газа по нынешним ценам – $190 против $250 за 1000 кубометров. Этот проект не может не взволновать Газпром, поскольку инвестировать в него может Европа.

С другой стороны, Украина подкрепила свой месседж России переговорами по сотрудничеству в восточном направлении. Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Ашхабаде Валентин Шевалев сообщил журналистам, что украинские компании готовы взяться за реализацию газопроводных проектов, нацеленных на экспорт туркменского газа. В частности, речь идет об участии в Туркменистане в важных международных инфраструктурных проектах государственного значения, среди которых – магистральные газопроводы Восток-Запад, Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), компрессорные станции и другие. С одной стороны, здесь речь идет о загрузке отечественных предприятий, с другой – Украина не теряет интерес к туркменскому газу, который ранее закупался для нашей страны при участии Росукрэнерго.

Кроме того, «Нафтогаз Украины» начал переговоры с газоносными российскими регионами с предложением совместно разработки нефтегазовых месторождений. В частности, речь идет об Астраханской области. По результатам встречи посла Украины в России Владимира Ельченко с губернатором Астраханской области РФ Александром Жилкиным, как сообщила пресс-служба последнего, Астраханская область согласилась принять участие в проектах украинской нефтегазовой компании.

Очевидно, что у украинской стороны есть достаточно аргументов, чтобы активней лоббировать вопрос о пересмотре действующих газовых контрактов. Другой вопрос, захочет ли Европа подставить Украине плечо, если дело зайдет в глухой угол. Еще один немаловажный вопрос: насколько интересно действующей власти отвоевать часть газовой свободы даром, не используя новые схемы продажи Родины в обмен за участие в схемах, служивших кормушками не для одного поколения президентов, премьеров, министров. Речь идет как о возврате посредников в газовый экспорт, так и о возможных аферах вокруг ГТС или стратегических предприятий в энергетике, химии, машиностроении.

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram