ГлавнаяЭкономикаБізнес

Соблазн горячего воздуха

16 июля в Гааге в Постоянной палате третейского суда будет слушаться дело компании Naftrac Ltd против Национального агентства экологических инвестиций Украины. Кипрская структура пытается взыскать с Украины парниковые квоты, а также $185 млн. в качестве ущерба за не реализованные в нашей стране проекты.

Кто-то из отечественных чиновников, апеллируя к необходимости бороться с выбросами парниковых газов, перефразировал прогнозы европейских экспертов: Европу затопит, Россию накроет вечная мерзлота, а по всей Украине будут расти виноградники. Тем не менее, несмотря на соблазнительные перспективы, Украине стоит активно участвовать в процессах борьбы с потеплением. Как минимум потому, что за это дают деньги.

Подписав Киотский протокол, Украина взяла на себя обязательства сокращать количество выбросов в атмосферу парниковых газов. Как развивающейся стране за внедрение на производстве энергосберегающих технологий ей полагаются инвестиции от стран развитых – в объеме проданных квот. Причем инвестиции эти являются безвозвратными. Киотским протоколом для Украины были определены «мягкие» количественные обязательства: до 2012 года она может продать 2,424 млрд. тонн условных выбросов, а вырученные средства направить на модернизацию. Казалось бы, что может быть привлекательней – особенно с точки зрения тех аналитиков, которые, комментируя возможное снижение цен на газ для промышленности и особенно металлургии, говорили, что модернизации теперь не будет: при низких газовых тарифах, дескать, невыгодно.

Деньги на воздух

В 2009 году Национальное агентство экологических инвестиций Украины (НАЭИ) продало квот на ?320 млн. Однако эти средства пока не вложены в полном объеме в экологические проекты. Сейчас этот вопрос рассматривает Генпрокуратура, но, по информации источников в КМУ, поскольку контракты подписывались без конкретики по срокам внедрения проектов, дело будет, скорее всего, спущено на тормозах. Вместе с тем, в прошлые годы реализовывались куда как более интересные схемы вывода квот за пределы Украины. Причем деньги в бюджет не поступали. Наоборот, Украина осталась должна.

А сейчас кипрская компания Naftrac Ltd пытается взыскать с Украины парниковые квоты объемом почти 20 млн. AAU (единиц установленного количества), а также $185 млн. в качестве ущерба за не реализованные здесь проекты. Поводом для судебного иска стали соглашения двух кипрских компаний – Akeida Capital Management и Naftrac Limited, заключенные с 11 украинскими облгазами на реализацию совместных проектов модернизации. Кипрские компании должны были внедрить на облгазах энергоэффективные технологии, а взамен получить парниковые квоты. К слову, часть из этих облгазов управлялась на тот момент структурами, подконтрольными бизнесмену Дмитрию Фирташу.

Соответствующие соглашения были заключены в августе–сентябре 2008 года, а 16 октября кипрские оффшорки обратились в Кабмин с предложением сделать НАЭИ гарантом реализации энергоэффективных проектов. А именно – положить в нидерландский банк Fortis Intertrust B. V весь объем парниковых квот – 19 733 247 единиц установленного количества в качестве обеспечения выполнения обязательств облгазов. Ровно через две недели – в рекордные для забюрократизированного Кабмина сроки – выходит распоряжение правительства №1369-р «Об операциях с единицами (частями) установленного количества», согласно которому Нацагентству экологических инвестиций дано разрешение выступить гарантом реализации упомянутых проектов. И уже 19 декабря 2008 года НАЭИ заключило с банком договор хранения, а 23 декабря – перечислило весь объем квот на кастодиальный счет банка.

Однако начать внедрять инвестпроекты (как утверждают источники в НАК «Нафтогаз Украины», эти проекты вообще слабо выдерживали критику) облгазы не успели. С февраля по май «Нафтогаз» неожиданно для НАЭИ рассылает письма газораспределительным компаниям, которыми запрещает реализацию проектов без согласования с ним. А 10 июня 2009-го по инициативе Министерства топлива и энергетики Кабмин принимает постановление №775 «О повышении эффективности управления государственным имуществом газораспределительных сетей» и передает на баланс дочернего предприятия «Нафтогаза» все госимущество 11 указанных структур. После чего требуется либо аннулировать соглашения украинских газовых компаний с кипрскими, либо перезаключить их уже с дочкой «Нафтогаза».

Пересмотром соглашений Akeida Capital Management и Naftrac Limited заниматься не стали. Вместо этого 25 ноября 2009 года Naftrac Ltd обратилась в Постоянную палату третейского суда с иском на предмет экспроприации или национализации Украиной имущественных прав или парниковых квот, которые должны быть выделены по проектам, направленным на сокращение выбросов СО2. При этом в исковом заявлении констатируется, что к такой ситуации привели действия Кабмина и «Нафтогаза». Однако иск выдвигается не против правительства или нацкомпании, а против Национального агентства экологических инвестиций, которое выступило гарантом соглашений с облгазами. Истец требует от НАЭИ передать за нереализованные проекты 19 733 247 единиц установленного количества, которые находятся на ответственном хранении в банке Fortis Intertrust B. V, и компенсировать убытки Naftrac Limited в размере $185 млн., которые якобы успела потратить компания. Претензия, собственно, малопонятна рядовому наблюдателю. Проекты компании внедрять не начинали, денег не перечисляли – за что отдавать квоты?

И это не единственная схема, по которой парниковые квоты на миллионные суммы перечислялись оффшорным фирмам под гипотетические проекты, внедрять которые бессмысленно, да и нереально. У многих из этих фирм (к слову, равно как и у Naftrac Ltd) есть украинские корни – имеются учредители с отечественной пропиской. Но это, пожалуй, первый для Украины прецедент, когда Кабмин собственноручно сорвал выполнение инвестиционных обязательств и создал повод для судебных претензий. Причем, судя по отсутствию внутриведомственной переписки на эту тему, совпадение не случайно.

Юристы оценивают шансы Нацагентства как достаточно высокие, поскольку, судя по всему, будет доказано, что компания не имела намерения реализовывать инвестиционные проекты. Однако даже в случае позитивного разрешения судебной тяжбы, имиджу Украины будет нанесен серьезный урон. Причем совсем некстати. Именно сейчас идет работа по подготовке нового проекта соглашения Киотского протокола, которое вступит в силу с 2012 года. Его могли бы принять уже в декабре 2009-го на конференции ООН в Копенгагене. Но, к счастью для Украины, работу над документом продлили.

Самую большую угрозу для страны представляет пересмотр базовой даты, относительно которой считаются выбросы. Если вместо 1990 года базовым определят 2005 год, Украина может полностью лишиться излишка квот, а с 2013-го стать серьезным их покупателем. Кроме того, украинское лобби сейчас сражается за сохранение действующих преференций, существующих для стран с «переходной экономикой». Еще один момент – это возможность пролонгации реализации излишков квот, которые не будут использованы до 2012 года. В практическом выражении речь идет о проектах модернизации украинской промышленности на десятки миллиардов долларов.

Разумеется, в условиях мирового экономического кризиса, когда все развитые страны аккуратно расходуют бюджет, а развивающиеся находятся под пристальным вниманием на предмет целевого использования инвестиций, любые нарушения, касающиеся выполнения Украиной своих обязательств в рамках выполнения Киотского протокола, ставят под угрозу переговорные позиции страны. Очевидно, знали об этом и раньше. Но соблазн торговать воздухом оказался сильнее, чем перспективы на ближайшее десятилетие.

Ілона ЗаєцьІлона Заєць, оглядач паливно-енергетичного комплексу
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram